История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ГЛАВА II История Кумранской общины.
Учитель праведности 1. Кумранская община ок. 197/196—ок. 159 гг. до н. э. § 1. Основатель Кумранской общины
и Учитель праведности.
Пророческая благодать Учителя I Большинство исследователей истории Кумранской общины
исходят в своих реконструкциях из априорной посьшки, согласно
которой как фарисейское, так и ессейское движения (и, в частности,
Кумранская конгрегация) зародились в лоне антиэллинизаторской
общественно-религиозной организации хасидеев (חסידים («благо-
честивые»); греч. ’А015а101) в 70-х—40-х гг. II в. до н. э1. Это мнение, * 1501 См., например: Cross, Library.״, рр. 53—54, п. 33; 95—101; 107, п. 66; 116f., 146— 150, 170—173; Jeremias, Lehrer..., SS. 66—75, 160fT.; H. Stegemann, Die Entstehung der
Qumrangemeinde, Bonn 1971, SS. 338—352; M. Burrows, The Dead Sea Scrolls, N. Y.
1955, pp. 274—275; E. SchUrer, The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ
(175 В. C.— A. D. 135): A New English Version Revised and Edited by G. Vermis,
F. Millar, M. Black, Edinburgh, vol. II, 1979, pp. 400—403, 412—414, 585—590; J. Star¬
chy, Les quatre Stapes du messianisme к Qumran, RB 70 (1963), p. 482; Vermis, Scrolls.״,
pp. 62—63; Callaway, History..., pp. 48—60. По мнению Ж. Старки, «партия» хасидеев конституировалась в 174 г. до и. э. вслед¬
ствие сильного шока, вызванного в иудейском обществе переименованием селевкидс-
ким царем Антиохом IV Епифаном Иерусалима в Антиохию (ibidem). 43