История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
На основании данных обследования и раскопок кумранских
кладбищ (большого основного некрополя и двух (трех?)74 малень¬
ких могильников) исследователи пришли к заключению, что в раз¬
личные исторические периоды община насчитывала от 150 до
400 членов75. Во вскрытых могилах основного некрополя были об¬
наружены только мужские останки (в 26 из са. 1100 погребений)76.
Все погребения (за одним исключением) ориентированы головой на
юг. По мнению Ж. Т. Милика, такое трупоположение диктовалось
желанием, чтобы праведники при воскресении в Конце дней увиде¬
ли Рай, находящийся, по учению ессеев, (ехкуро1йен) на севере77.
Особенностью захоронений было также то, что труп клали в нишу
(подбой), вырытую в восточной стенке могилы и прикрытую нео¬
божженным кирпичом или галькой. Могилы прикрывали больши¬
ми камнями. В двух небольших могильниках (возможно, более поздних по
отношению к основному кладбищу) обнаружено несколько женс¬
ких и детских погребений78. Ни монет, ни драгоценностей ни в одной из обследованных
могил не обнаружено. В мужских погребениях нет никакого инвен- 74 Ср.: Broshi, Archaeology..., р. 112, п. 26. 75 См. е. g.: IV. R. Farmery The Economic Basis of the Qumran Community, ThZ 11
(1955), p. 304; J. T. Miliky Ten Years of Discovery in the Wilderness of Judaea, transl.
by J. Strugnell, London 1959, p. 97; VauXy Archeologie..., pp. 69—70; Амусину Община,
с. 95; Broshiy Archaeology..., pp. 113f. Cp.: Laperrousazy Qoumran, pp. 99—109. По мнению Дж. Патрика, в Хирбет-Кумране проживало одновременно не более
50—70 человек (см.: Kaperat Qumran..., pp. 79f.). Согласно сообщениям Филона Александрийского (О том, что каждый доброде¬
тельный свободен, 75; ср.: Апология, (1) (в: Евсевий Кесарийскийу Церковная история,
VIII, 11, 1)) и Иосифа Флавия (Древности, XVIII, 20), в I в. н. э. в Палестине прожива¬
ло более 4000 ессеев. Отметим, для сравнения, что самое мощное и влиятельное рели¬
гиозное объединение в Палестине — фарисеи — насчитывали в своих рядах в I в. н. э.
ок. 6000 человек (см.: Иосифу Древности, XVII, 42). 76 Это, как кажется, свидетельствует в пользу того, что абсолютное большинство
членов Кумранской общины (полноправные члены?) соблюдали целибат. См. также:
Davies, Re-Asking..., pp. 4If.; Betzt Riesnery Jesus..., S. 77; Broshiy Archaeology...*, p. 112f. 77 Henoch au pays des aromates (ch. XXVII a XXXII): Fragments arameens de la
Grotte 4 de Qumran, RB 65 (1958), pp. 70—77. 78 Cm.: VauXy Archeologie..., pp. 46f.; idem, Archaeology..., pp. 45—48; см. также:
Амусину Община, с. 25; BetZy Riesner, Jesus..., S. 77; Davies, Re-Asking..., pp. 41 f; Broshiy
Archaeology...,p. Ill—113. С. X. Стекколл и рад других исследователей полагают, что в Кумране было единое
большое кладбище. (См. е. g.: S. Н. Steckoll, Marginal Notes on the Qumran Excavations,
RQ 25 (1969), pp. 37f., 44). 41