История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
(103—76), 1 — царицы Александры Саломеи (76—67), 1 — Гирка-
на II (63—40) и 4 — Антигона Матгафии (40—37))69, а также на
обнаруженную в данном слое керамику (которую он датирует вре¬
менем ок. 100—31 гг. до н. э.), предположил, что кумранское посе¬
ление возникло в период между са. 150 г. до н. э. и началом I в. до
н. э. По мнению же Е.-М. Лаперузы, поддержанному рядом иссле¬
дователей, общинники пришли в Хирбет-Кумран ок. 100 г. до и. э.
или несколько позднее70. В связи с последней гипотезой отметим,
что П. У. Лэпп датирует фрагменты керамики стратума lb 50—
31 гг. до и. э.71 72 В то же время П. Бар-Адон не видит критериев для
столь точной датировки кумранской керамики и считает возмож¬
ным говорить лишь о том, что керамические изделия, обнаруженные
в стратумах lb и II, были сделаны в период между 200 г. до н. э.—68 г.
н. э. (без дальнейшей хронологической детализации)77. В 31 г. до н. э. кумранское поселение было разрушено вслед¬
ствие землетрясения (ср.: Иосиф, Война, I, 370; idem, Древности, XV,
121) и на время оставлено его обитателями (конец археологическо¬
го периода I). Около 4 г. до н. э.—6 г. и. э. сектанты вновь поселя¬
ются в Хирбет-Кумране. Летом 68 г. н. э. кумранское поселение бы¬
ло захвачено и разрушено солдатами римского X легиона из
Кесарии (конец археологического периода II). После 68 г. и. э. некото¬
рые строения были отремонтированы и до середины 80-х гг. здесь
проживали солдаты римского гарнизона. Кумранские постройки
использовали также повстанцы Бар-Кохбы в период антиримского
восстания в Иудее в 132—135 гг. и. э. (конец археологического пе¬
риода III)73 * * *. 69 Ср.: R. Donceel, Reprise des travaux de publication des fouilles au Khirbet Qumran,
RB 99 (1992), pp. 557—573. 70 См., например: Laperrousaz, Remarques archeologiques..., p. 202. См. также: Cal¬
laway, History..., p. 50; Garcia Martinez, Origins..., pp. 115; 131—132, nn. 5—11. 71 P. W. Lapp, Palestinian Ceramic Chronology, New Haven 1961, p. 12. 72 P. Bar-Adon, Another Settlement of the Judaean Desert Sect at Bn el־Ghuweir on the
Shores of the Dead Sea, BASOR 227 (1977), pp. 1—25. 73 В Хирбет-Кумране было обнаружено несколько кладов монет, относящихся ко всем трем археологическим периодам. В частности, в слое между 1-м и 11-м периодами в трех горшках обнаружено 558 серебряных монет. Большинство из них — тетрадрах¬
мы (вес каждой — 17 г) тирского чекана, датируемые эрой Тира (т. е. начиная со 126 г.
до н. э.). Все монеты данного клада по времени их чекана относятся к периоду между 9/8 гг. до н. э. и 1 г. до н. э./1 г. н. э. Общий вес клада — около 90 кг. Его историю объяснить пока трудно. (Ср. 3Q15 (Медный свиток)). 34