История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
риалов археологических раскопок данный вопрос следует, по-
видимому, считать открытым68. Р. де Во, опираясь на нумизматические данные стратума 1Ь
(5 бронзовых селевкидских монет времен правления царей Анти¬
оха III (223—187 гг. до н. э.), Антиоха IV (175—163) и Антиоха VII
(139—129), И серебряных селевкидских монет, отчеканенных в пе¬
риод между 145 и 125 гг. до н. э., и монеты иудейских первосвящен-
ников-правителей (царей): 1 монета Иоанна Гиркана I (134—104),
1 — Иуды Аристобула I (104—103), 143 монеты Александра Янная 68 Ср.: В. Z. Wacholder, Toward a New Chronology of Qumran, 1993 SBL Abstracts,
p. 180. По проблемам археологии кумранского ессейского поселения см. также е. g.:
Е. М. Laperrousaz, Qoumran: L’etablissement essenien des bords de la mer Morte. Histoire
et archeologie du site, Paris 1976; idem, Datation..., pp. 55—60; idem, A propos des depdts
d’ossements d’animaux trouves a Qumran, RQ 36 (1978), pp. 569—574; idem, Problemes
d'histoire et d'arch6ologie Qoumraniennes: a propos d'un souhait de precisions, RQ 10
(1980), pp. 269—291; idem, Breves remarques archeologiques concemant la chronologie des
occupations esseniennes de Qoumran, RQ 46 (1986), pp. 199—223; Callaway, History...,
pp. 29—51; G. J. Brooke, The Temple Scroll and the Archaeology of Qumran, ‘Ain Feshkha
and Masada, RQ 49—52 (1988), pp. 225—237; M. Broshi, The Archaeology of Qumran —
A Reconsideration [in:] D. Dimant, U. Rappoport (ed.), The Dead Sea Scrolls: Forty Years of
Research, Leiden 1992, pp. 103—115; Betz, Riesner, Jesus..., SS. 67—87. Ряд исследователей пытаются коренным образом реинтерпретировать данные ар¬
хеологических раскопок Хирбет-Кумрана. См. е. g.: N. Golb, The Problem of Origin and
Identification of the Dead Sea Scrolls, PAPhS 124 (1980), pp. 1—24; idem, Hypothesis of Je¬
rusalem Origin of DSS— Synopsis, QCh 1 (1990), pp. 36—40; P. Donceel-Voiite,
"Coenaculum"— La salle a l’etage du loculus 30 a Khirbet Qumran sur la mer Morte,
Res Orientates IV, 1992; M. Klinghardt, Qumran Nowhere?— pp. 31—37; Z. J. Kapera,
Khirbet Qumran No More a Monastic Settlement, QCh 2/2 (1993), pp. 73—84; idem, Qum¬
ran Sessions at the International SBL Meeting in Munster (July 25—28, 1993), QCh3
(1993), p. 13; H. Stegemann, Die Essener, Qumran, Johannes der Taiifer und Jesus: Ein
Sachbuch, Freiburg—Basel—Wien 1993, SS. 53—85. Cp.: Ph. R. Davies, How Not to Do
Archaeology: The Story of Qumran, BA 51 (1988), pp. 203—207; idem, Re-Asking Some
Hard Questions About Qumran, QM 2 (1993), pp. 38—42. Cp. также: H. Shanks, The
Qumran Settlement— Monastery, Villa or Fortress?— BAR 19, №3 (1993), pp. 62—65;
D. Walker, Notes on Qumran Archaeology: The Geographical Context of the Caves and
Tracks, QCh 3 (1993), pp. 93—100. По мнению H. Гольба, Кумран представлял собой военную крепость. П. Донсель-
Вут считает, что Хирбет-Кумран был зимней виллой (а «скрипторий» — это, как ему
кажется, обеденный зал). X. Штегеманн допускает, что кумранское поселение было
основано «для производства свитков» и что Хирбет-Кумран был своего рода «изда¬
тельством». Низкий средний возраст обитателей поселения (на основании уже иссле¬
дованных скелетов он определяется в 30—50 лет), возможно, объясняется каждоднев¬
ным контактом людей с вредными химическими веществами, использовавшимися при
производстве свитков. (Ср.: Иосиф Флавий, Иудейская война, II, 151 (где говорится,
что ессеи «так долговечны, что многие из них живут более ста лет»).) Наконец, отме¬
тим, что, по мнению Дж. Патрика, кумранские общинники не проживали в пещерах. 33