История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Ill Плиний Старший, Дион Хрисостом (Златоуст) и Солин ло¬
кализовали центральное ессейское поселение64 («город»; Синесий
Дион, 3, 2) на северо-западном побережье Мертвого моря. Именно
в этом районе, в местности Хирбет-Кумран (3 км к северу от оазиса
Айн-Фешха), было обнаружено в 1951 г. поселение, обитателям ко¬
торого и принадлежали рукописи, укрытые в пещерах Вади-Кумрана.
Руководивший раскопками Ролан деВо разработал получившую
широкое распространение археологическую периодизацию кум-
ранского ессейского поселения65. 1-й археологический период раз¬
деляется им на две фазы (2 стратума), 1а и 1Ь. Отсутствие в страту-
ме 1а нумизматического материала, а также то обстоятельство, что
обнаруженные здесь фрагменты керамики идентичны с соответ¬
ствующими находками в стратуме 1Ь, не позволяют более или менее
точно определить время поселения общины в Хирбет-Кумране.
Продолжительность фазы 1а определяется Р. де Во и другими ис¬
следователями приблизительно в 20—40 лет. На основании иден¬
тичности керамики стратумов 1а и 1Ь можно, по мнению французс¬
кого ученого, говорить о непрерывном проживании общинников в
Кумране в период I. Однако не исключена возможность, что все
фрагменты керамики, обнаруженные в слое I, относятся к фазе 1Ь66.
То же обстоятельство, что строения фазы 1Ь возводились на разва¬
линах построек фазы 1а, говорит, скорее, в пользу перерыва в про¬
живании общинников в Хирбет-Кумране в период I67. Во всяком
случае, до окончательной обработки и опубликования всех мате- Samaritain, NT 11 (1969), рр. 71—104; idem, Un essenien mentionne dans les Actes des
Apdtres: Baijesu, M 84 (1971), pp. 455—476. 64 Согласно сообщениям Филона Александрийского (О том, что каждый доброде¬
тельный свободен, 76) и Иосифа Флавия (Война, II, 124—125), ессейские общины
проживали в различных местностях Палестины. Ср. также lQpHab 12:9—10. 65 См., например: R. de Vaux, L’archeologie et les manuscrits de la mer Morte, Lon¬
don 1961; idem, Archaeology and the Dead Sea Scrolls, London 1973. 66 Cp.: J. H. Charlesworth, The Origin and Subsequent History of the Authors of the
Dead Sea Scrolls: Four Transitional Phases among the Qumran Essenes, RQ 38 (1980), p. 218. 67 Cp.: Cross, Library..., pp. 42—43. 32