История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Когда Учитель погиб, а мир так и продолжал пребывать в
грехе, была выдвинута идея о том, что кумранский Мессия, несмот¬
ря ни на что, все же реализовал свою сотерологическую функцию, и
праведники будут спасаться (и уже спасаются) своей верой в него;
его же Парусил заставит трепетать нечестивцев всех народов. Эта
доктрина, вкупе с идеей об индивидуальном избранничестве (вклю¬
чая прозелитов6), открывавшей возможность спасения для всех лю¬
дей (а не только для одного этноса), позволяла сектантам привле¬
кать сторонников сколь угодно долго (и опыт христианства тому на¬
глядное подтверждение); так что если бы не война 66—74 гг. н. э... Для непредвзятого исследователя очевидны параллели между
кумранской мессианской концепцией и рядом основополагающих
доктрин первоначального христианства. В то же время очевидно и
центральное отличие христианства от всех других религиозных
учений: адепты этой религии верят, что Бог воплотился в конкрет¬
ной исторической личности — Иисусе из Назарета. Именно в этом
большинство богословов видят ultima ratio христианства7. другой стороны, дух исторического Учителя праведности (и, вероятно, не только его)
мог совершать «путешествия» на небеса. 6 Ср., например: CD 4:2—5 (ср. 1QS5:6, Ис. 56:6), 6:21, 14:4—6(!), lQpHab5:4,
10:3—5, lQMyst 1:8—11. Ср. 4QpNah 2:9. В 4QFlor 1:4 слово *12 употреблено в значении «пришелец». (Ср. 11QT40:6.) См.
е. g.: Амусин, Тексты..., сс. 273, 275, прим. 10; М. О. Wise, A Critical Study of the Temple
Scroll from Qumran Cave 11, Chicago 1990, pp. 169—172 (особенно n. 29); idem, Literary
Criticism of the Temple Scroll (1 lQTemple), QCh 3, № 1—3 (1993), pp. 122; 135, nn. 28—
29. Ср., однако: Brooke, Exegesis..., pp. 92, 101—103; J. Lubbe, The Possible Meanings of
Ger in the Dead Sea Scrolls, QCh 4, № 1/2 (1994), pp. 83—85. 7 Cp. e.g.: W. S. LaSor, Amasing Dead Sea Scrolls and the Christian Faith, Chica¬
go 1959, pp. 167f.; Burrows, More Light..., p. 55.