История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Заключение В конце XVIII века кенигсбергский затворник Иммануил
Кант призвал человечество обустроить мирскую жизнь в соответ¬
ствии с высшими безусловными принципами, нравственными дол¬
женствованиями интеллигибельного мира... Приблизительно за две
тысячи лет до этого Кумранская община откликнулась на призыв
еврейских пророков «осевой эпохи» к устранению отличий между
порядками трансцендентными и мирскими и попыталась реализо¬
вать его на практике. Ожидание прихода идеального Правителя,
который переустроит мир на принципах высшей справедливости,
сменяется кропотливым трудом группы «ищущих праведности»
отшельников, возглавляемых уже пришедшим «Мессией», по созда¬
нию общины, которая должна явить человечеству образец истин¬
ного благочестия и социальной гармонии, указать пути обновле¬
ния всего мирового сообщества. Человечество стоит на пороге Эсхатона, история заканчива¬
ется. В эпоху «конечных дней» уже нельзя удовлетвориться «старыми»
Законом, Пророками и Писаниями; и вот появляются новая Тора
(Храмовый свиток1), новые Пророки (е. g, Енох, Завещания 12 пат¬
риархов2 , Псевдо-Иеремия, Псевдо (Второ)-Иезекиил, Псевдо-Дани¬
ил3 и т. д.) и новые Писания (е. g. Псалмы Иисуса Навина и другие
апокрифические Псалмы, ряд поучительных и «исторических» со¬
чинений, Благодарственные гимны и т. д.)4, т. е., по сути, новая Библия.
Нельзя также войти в новый мир (в котором небеса и земля будут
едины5), не заключив Новый Завет с Богом. 1 По мнению Б. Ц. Вахольдера, книга Юбилеев рассматривалась кумранитами как
часть их Торы (наряду с Храмовым свитком). 2 Не исключена, впрочем, возможность, что Енох, Завещания 12 патриархов, Ка-
афа (Кехата), Амрама и т. д. относились кумранитами не к Пророкам, а к Писаниям. 3 Ортодоксальный иудаизм относит книгу Даниила к разделу Писаний. 4 Не исключена возможность, что Псалмы Иисуса Навина и другие апокрифические
Псалмы и Гимны (Псалмы) Учителя праведности (наряду с канонической Псалтирью)
относились кумранитами к Пророкам. (Ортодоксальный иудаизм включает Псалтирь
в раздел Писаний.) 5 По представлению кумранитов, в эпоху, непосредственно предшествующую на¬
ступлению Эсхатона, граница между трансцендентным и посюсторонним мирами ста¬
новится относительно «прозрачной» (подобно тому, как это было на ранней стадии
истории человечества), причем в обе стороны. Так, согласно 4QDb, fr.17, 1:6—9, «свя[тые]
ангел[ы]» пребывали в среде Кумранской общины (ср. также IQSa 2:3—9, IQS 11:8). С 315