История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
кий, ибо здесь предполагается неизбежный конечный триумф доб¬
ра. Сопоставляя дуализм .Кумрана с ранним зороастризмом, Кун
находит большое сходство между ними; ибо в кумранской дуалисти¬
ческой системе этический и эсхатологический аспекты также преобла¬
дают. Однако есть одно большое различие, разделяющее эти уче¬
ния: в зороастризме добрый и злой духи являются сосуществующи¬
ми, независимыми силами; согласно же кумранским представлени¬
ям они оба сотворены Богом. ״Импортированный״ дуализм Кум¬
рана вошел в соприкосновение с ветхозаветной теологией Бога-
Творца и подчинился этой великой истине»107. Отметим также, что
эксплицитно выраженное в рукописях Мертвого моря противопос¬
тавление духа и плоти (шире — материи) также отличает кумранс-
кий («физический») дуализм от зороастрийского. Далее, следует иметь
в виду, что кумраииты верили, что Всевышний изначально высту¬
пает на стороне Духа Света (Добра) и праведников (см. е. g.
1(38 3:13—4:26, 1<ЗМ 13:9—12 и т. д.), тогда как бог
(«Время»), по учению зурванизма, нейтрален по отношению к Аху-
ра Мазде и Ангхро Манье108. Наконец, заметим, что зурванисты
полагали, что хотя праведный человек должен стремиться помо¬
гать доброму началу, однако и злому необходимо приносить уми¬
лостивительные жертвы109; что касается членов Кумранской общи¬
ны, то им такое «заигрывание» с темными силами было абсолютно
чуждо. * * * История стремительно движется к выходящему за ее пределы
смыслу110 (который, впрочем, уже реализовался в ее идее в Разуме
Бога). Кульминационным моментом исторического процесса ока-
зывается «унижение» Господа до Своего творения — человека (осу-
ществившееся через кумранского Учителя праведности), дабы воз-
высить его до Творца, превратить его «святой дух» (רוח ק<י>דש;
4Q416, 418 (Сыны Спасения и тайна бытия), fr. 9, col. 2—fr. 10,
col. 1, 6) в «Святая Святых» ([4 ;קודש קודש[יםQ416, 418; fr. 1, 4; Ормуздом и являлась, следовательно, добром. Позднее, правда, она была испорчена
Ариманом, но по существу она продолжает принадлежать Ормузду и является чем
угодно, только не источником зла» (Zurvan..., р. 4). 107 Hymns, р. 58. 108 Ср.: Zaehner, Zurvan..., рр. 236—238. 109 См. е. g. Дьяконов, История Мидии..., с. 401. 110 См.: Аверинцев, Литература..., с. 231. 313