История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
свитках Мертвого моря с дуалистическими тенденциями в раннем
христианстве. Этот дуализм, предполагает он, проистекает из веры,
что Бог ниспосылает на Своих избранников Свой Святой Дух, что
делает их способными преодолеть с его помощью греховные иску¬
шения плоти, являющиеся частью человеческой натуры, и достичь
познания Божественного. Он считает, далее, что этот дуализм
схож, но не тождествен с греческой и гностической идеей, согласно
которой человек состоит из двух противоположных элементов —
материи и духа. Флюссер заключает, что данная кумранская и но¬
возаветная концепция самодостаточна и что нет нужды объяснять
ее ссылкой на греческий (и гностический) дуализм материи и ду¬
ха98 . Во всяком случае, имеет место определенная дихотомия между
космическим, материалистическим дуализмом гностицизма и в
большей степени этическим дуализмом Кумрана. Другое различие, и очень важное, состоит в том, что дуализм
1QS (Устава общины) и 1QH (Благодарственных гимнов) не ве¬
чен — Бог сотворил и контролирует как духов света, так и духов
тьмы. Хотя, вероятно, это положение было невозможно согласо¬
вать с представлениями о природе Бога, оно позволяло, по крайней
мере, попытаться дать рациональное объяснение существованию
космического и индивидуального зла99. Человек не может ,,изби¬
рать стороны״ в космическом сражении, как это имеет место в со¬
ответствующих иранских представлениях, а должен функциониро¬
вать под контролем того духа, в сфере владычества которого он
предопределен Всевышним пребывать100. Появление данной докт¬
рины было неизбежно в иудаизме с его строго монотеистической
верой в Бога как ״единственного Творца и Господина вселен¬
ной101״ . И хотя это оказывается очень серьезной теологической ди¬
леммой для современных мыслителей, кумранских мудрецов она,
кажется, мало беспокоила. В рукописях Мертвого моря мы факти¬
чески не встречаем метафизических спекуляций относительно Бога
как творца зла, так же как и добра, ибо кумранитов больше инте¬
ресовала практическая сторона жизни. Блэк считает, что «кум-
ранские ессеи верили в своего рода космический дуализм; тем не 98 Flusser, Dualism..., рр. 158—165. 99 По данной проблеме см.: Leaney, Rule..., р. 44. юо Burrows, More Light..., p. 292; L· Mo wry, The Dead Sea Scrolls and the Gospel of
John, BA 17 (Dec., 1954), pp. 82—83. 101 Burrows, More Light..., p. 292. Хольм-Нильсен (Psalms..., p. 279) подчеркивает,
что одна из целей дуалистического учения 1QH (Благодарственных гимнов) состоит в
«изображении Бога настолько полновластным владыкой, насколько это возможно». 311