История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
никновения90״... Ньюзнер ставит вопрос, не является ли это сход¬
ство результатом параллельного, независимого развития дуалис¬
тических структур в рамках монотеизма: ״Нет ли иного объяснения
для существования в каждой культуре параллельных концепций,
институтов, верований или структур, кроме "взаимопроникнове¬
ния״ или ״влияния״ одной культуры на другую?"91 Еще раньше Ньюзнера и с большей решительностью и кате¬
горичностью известный иранист Р. Фрай отрицал какое бы то ни
было влияние иранской религии и философии на Иудею и Грецию.
Наличие иранской лексики в кумранских рукописях, говорит Фрай,
не является свидетельством влияния религиозных идей. В то же
время, отмечает Фрай, ни в одном иранском источнике не засвиде¬
тельствованы такие фундаментально важные для кумранской дуа¬
листической системы (и, добавлю от себя, также для новозавет¬
ной. — И. Т.) обозначения, как "сыны света" и "сыны тьмы"92. По¬
зднее другой иранист и семитолог, Шакед, сделал осторожную по¬
пытку вернуться к позитивному решению вопроса об иранском
влиянии на кумранскую дуалистическую систему93. По мнению Ша-
кеда, зародышевые элементы дуализма, эсхатологии и ангелологии
в допленном иудаизме имели мало шансов развиться в закончен¬
ную систему, моделированную по иранскому типу, если бы не не¬
посредственные контакты между иудаизмом и зороастризмом, ко¬
торые, как известно, имели место в ахеменидский и парфянский пе¬
риоды. Как нам представляется, из сказанного вытекает, что сам
факт иранского влияния на кумранскую систему дуализма не может
считаться установленным. Очевидно также, что любое из решений
требует предварительного тщательного исследования элементов
дуализма, ангелологии, предопределения и эсхатологии в доплен¬
ном иудаизме. Как бы то ни было, кумранская дуалистическая
концепция предстает в более развитом и завершенном виде, чем в 90 D. Winston, The Iranian Component in the Bible, Apocrypha, and Qumran: A Re¬
view of Evidence, HR 5 (1966), pp. 183—216. 91 J. Neusner, Jews and Judaism Under Iranian Rule: Bibliographical Reflections, HR 8
(1968), p. 160. 92 R. N Frye, Zurvanism Agaiii, HTR 52 (1959), p. 70; idem, Reitzenstein and Qumran
Revisited by an Iranian, HTR 55 (1962), pp. 261—268. См. также: idem, Qumran and Iran:
The State of Studies [in:] Christianity, Judaism and Other Greco-Roman Cults, ed. by
J. Neusner, vol. 3, Leiden 1975,pp. 167—173. 93 Shaked, Qumran..., pp. 433—446. См. также idem, Iranian Influence on Judaism:
First Century В. С. E. to Second Century С. E. [in:] The Cambridge History of Judaism, ed.
by W. D. Davies and L. Finkelstein, vol. 1, ch. 12, Cambridge 1984, pp. 308—325, 441 f. 309