История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
akarana-: ~ авест. acc. sing.; пехлевийское zurvan i akanarak)86. В связи с данным вопросом И. Д. Амусин замечает:
«Решающее значение (для разрешения этой проблемы. — И. Т.)
могли бы иметь приводимые во множестве сопоставления кумранс-
ких текстов с текстами Авесты87, если бы не одна непреодолимая
хронологическая трудность, которую исследователи-неиранисты,
как правило, вовсе не учитывают. Речь идет о том, что зороастрий-
ское учение (VI—IV вв. до н. э.) и его зерванитская модификация
дошли до нас в очень поздних записях и текстах, отстоящих от
времени существования кумранской общины на много веков. По
большей части эти тексты относятся ко времени после арабского
завоевания Ирана (640 г. н. э.). И если даже справедливо предпо¬
ложение, что поздние авестийские тексты отражают в общих чер¬
тах раннюю зороастрийскую традицию88, тем не менее столь рез¬
кая хронологическая несовместимость требует большой осторож¬
ности при сопоставлении кумранских текстов с Гатами и тщатель¬
ного выяснения возможного механизма знакомства кумранских ав¬
торов с зороастрийской традицией89. Что касается специалистов-иранистов, то и среди них также
нет согласия по вопросу о возможном влиянии зороастризма-зерва-
низма на кумранскую литературу и кумранскую теологию. Вопрос
об иудейско-иранских культурных связях издавна сводился к аль¬
тернативе: кто у кого заимствовал? Крупнейшие авторитеты про¬
шлого и начала нынешнего века, и среди них Дармстетер и Шефте-
лович, склонялись к тому, что Иран испытал на себе иудейское
влияние. В настоящее время все более распространено противопо¬
ложное мнение— об иудейском заимствовании из Ирана... Уин¬
стон предполагает, что неоспоримое сходство между зерванским и
кумранским дуализмом является доказательством "взаимопро¬ Zurvan: A Zoroastrian Dilemma, Oxford 1955; Дьяконову История Мидии..., сс. 40If. 86 См., например: К G. Kuhn, Die Sektenschrift und die Iranische Religion, ZTK 49
(1952), SS. 296—316; Dupont-Sommer, Nouveaux Aperts..., pp. 157—172; Hyatt, Man...,
pp. 283ff.; H. Michaud, Un myth zervanite dans un des manuscrits de Qumran, YT 5 (1955),
pp. 137—147; J. Duchesne-Guillemin, Le zervanisme et les manuscrits de la Mer Morte, IIJ 1
(1957), pp. 96—99; W. F. Albright, From Stone Age to Christianity, 2nded., N. Y. 1957,
p. 21; Albright, Man, Qumran..., pp. 20f.; Mansoor, Hymns, pp. 57f. См. также: Sekki,
Ruah..., pp. 7—69 (здесь можно найти подробную библиографию вопроса). 87 См., например: Dupont-Sommer, Nouveaux Aperts..., pp. 157—172. 88 См., например: Shaked, Qumran..., pp. 436, 443. 89 Cp.: Driver, Scrolls..., p. 551. 308