История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
делаю все это»81.) Из Священного же Писания были, вероятно, за-
имствованы и ряд фундаментальных положений кумранско-ессей-
ской дуалистической концепции. К примеру, здесь мы встречаемся с
представлениями о добром «духе Господнем» и «злом духе от Гос-
пода» (1 Сам. 16:14), «духе лжи» (или «лживом духе»; 1 Цар. 22:22—23),
«пути правды» (Прит. 12:28) и «пути нечестивых» (Прит. 12:26), «пу-
тях тьмы» (Прит. 2:12—13; ср. Прит. 4:18—19 («Стезя праведных
(צדיקים)— как светило лучезарное... Путь нечестивых (רשעים) —
как тьма; они не знают, обо что споткнутся»); ср. также Прит. 28:6).
Красной нитью проходят через библейские произведения противо-
поставления жизни (вечной жизни) и смерти, добра и зла, света
(дня) и тьмы (ночи), а также констатация факта универсальной ду-
альности. Приведем несколько примеров. В Быт. 8:22 говорится:
«На всем протяжении истории земли (букв, "во все дни земли". —
И. Т.) не прекратятся посев и жатва, холод и зной, лето и зима,
день и ночь». Во Втор. 30 :15 Господь увещает Израиль: «Вот Я се-
годня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло». (Ср.
Прит. 12:28; Сир. 15:17.) В вышеприведенном тексте Ис. 45:7 про-
тивопоставляются «Свет» и «Тьма», «мир» (зд. .ус. благо, добро) и
«зло». В Мер. 21:8 Господь возвещает иудеям через пророка Иере-
мию: «...вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти...» Отме-
тим также текст апокрифической (девтероканонической) «Премуд-
рости Иисуса сына Сирахова» (создана ок. 190—180 гг. до н. э. т
еврейском языке в Иерусалиме) 33:14—15: «Противоположность
зла — добро, а противоположность жизни — смерть; противопо-
ложность человека праведного — нечестивец, а противоположность
света — ть[ма]82 83; взгляни на все деяния Бога — все они по два на-
ходятся друг против друга». (Ср. Сир. 15:17, 42:24; ср. также
Еккл. 3:2—8, 7:14».) Многие исследователи усматривают влияние зороастризма
на кумранскую дуалистическую систему, в частности, учения ран-
него зурванизма, согласно которому добрый дух Ахура Мазда
(Охрмазд, Ормузд) и злой дух Ангхро Манью (Ахраман, Ариман)
являются сыновьями-близнецами84 Бесконечного времени85 (2хч%&- 81 Ср. с. g. 1 Сам. 2:6, Ам. 3:6, Мих. 1:12; В. Т. Киддушин, ЗОЬ: «Я (5с. Бог. — И. Т.)
сотворил злую склонность (”наклонность", "влечение", "побуждение";יצר הרע —И. Т.)
(и) Я сотворил Тору для излечения...» 82 В сирийской версии в каждом случае добавляется: «была(о) сотворена(о)». 83 Одним из возможных источников представления о «злой склонности» («наклон*
ности»; יצר הרע) являлся текст Быт. 6:5. 84 Близнецами они названы уже в Гатах (Ясна, XXX, 3). 85 О религиозно-философском учении зурванизма см., например: Я, С. ?мекпег, 307