История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
пути— Свет и Тьму». (Ср. также Оракулы Сивиллы, VIII, 399—
40072.) Итак, по кумранско-ессейскому учению, дуальность совечна
Творению и, по-видимому, предшествует созданию человека (ибо
ангелы Добра и Зла и вспомогательные духи, очевидно, были со¬
творены еще в доисторическую эпоху). Дуальность проявляется уже
на этапе возникновения мира (вечносущий трансцендентный Со¬
здатель — творение) и в дальнейшем пронизывает все мироздание:
Свет (Добро) — Тьма (Зло), Архангел Света — Архангел Тьмы, ан¬
гелы Добра и духи их лагеря — ангелы Зла со своими вспомога¬
тельными духами, небеса (трансцендентный духовный мир) — зем¬
ля (плотский, материальный мир), дух человека — его плоть, пра¬
ведники — нечестивцы и т. д. Человек оказывается основной аре¬
ной борьбы Света и Тьмы, Добра и Зла, «духов Правды и Кривды»
(причем плоть «выступает» на стороне злого начала). Более того,
судя по упоминавшимся выше гороскопам (4(} 186), сам человечес¬
кий дух оказывается как бы раздвоенным: несколько его «долей»
выступают на стороне Света, а несколько— на стороне Тьмы
(яркий пример единства и борьбы противоположностей (!)). Дуаль¬
ность имеет не только «начало», но и «конец». Об этом прямо ска¬
зано в вышеприведенном тексте 1($} (Устав общины) 4:18—19. Та
же идея отчетливо выражена, например, и в отрывке К^Муз! (Кни¬
га тайн) 1:5—8, где по поводу наступления Конца дней говорится
следующее: «...Когда (чрево), порождающее Кривду, будет запер¬
то72 73 , нечестие отдалится от лица Праведности, как [ть]ма отсту-
па[ет] перед светом (ср. 4(}416, 418, йг. 4, 7—8. — И. Г.). И как рас¬
сеивается дым и н[ет его] больше, так исчезнет Нечестие навсегда, а
Праведность откроется как солн[це]74 — (установленный) порядок 72 О поразительном сходстве (вплоть до дословных совпадений) между кумранско-
ессейским учением о «двух духах» и «двух путях» и соответствующими раннехристи¬
анскими воззрениями, зафиксированными, в частности, в таких произведениях второй
половины I—первой половины II вв. н. э. как «Послание Варнавы», гл. XVII—XX,
«Пастырь» Гермы, Мандат VI, 1,2, «Дидахе» (или «Учение двенадцати апостолов»), I,
1 и сл. (а также «Два пути» (еврейское сочинение, адаптированное христианами; дата
создания неизвестна)) см., например, в работах: J. Р. Audet, Affinites litteraires et doctri-
nales du ״Manuel de Discipline״, RB 59 (1952), pp. 219—238; 60 (1953), pp. 41—82; Milik,
Discovery..., p. 118; Driver, Scrolls..., pp. 553—562 (см. также pp. 537—539, 545—547);
см. также: Cross, Library..., pp. 149, n. 6; 153—162. Ср. также e. g. Матф. 7:13—14,2 Лет. 2:2,1 Ин. 4:6,2 Кор. 6:14—15,11:14. 73 Ср. 1QH 3:18. 74 Ср. Мал. 3:20 [4:2], где говорится о «восхождении» в Конце дней «солнца Пра¬
ведности». Ср. также Завещания Иуды 24:1, Левин 18:4, Зевулона 9:8; Премудр. Сол. 5:6. 305