История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
вета, и им вся слава человеческая (כול כבוד אדם; или: "вся слава
Адама” (яс. до его грехопадения). — Я. Т.% и нет Кривды67. Стыдом
станут все лукавые дела. До сих пор (עד הנה) тягаются духи Правды и Кривды в серд-
цах людей, (и) они ходят (и) в мудрости, и в глупости. И каково на-
следие человека в Правде и Праведности, так он ненавидит Крив-
ду; а каково наследие его в жребии Кривды, (настолько) он нечес-
тив и настолько он гнушается Правдой. Ибо в равной мере поло-
жил их (т. е. Правду и Кривду. — Я. Т.) Бог до предопределенного
Конца и Обновления (עשית חדשה; букв.: ”создания нового (ми-
ра)”. — Я. Г.); и Он знает воздаяние за их (.ус. Правды и Кривды
или духов Правды и Кривды. — Я. Т.) дела во все периоды... И Он
дал их в наследие сынам человеческим, дабы они могли познать
добро [и зло и чтобы] удел всех живущих соответствовал (состо-
янию) духа в [них (/. е.у вероятно, соотношению его светлых и тем-
ных "долей”. — Я. Т.) ко времени] Посещения»68. (Ср. К^Н 14:11—
12; 4(5416, 418, й. 10, 2:15—16; 4<}473 (!); 4<3420—42169.) Еще одним кумранским текстом, в котором эксплицитно вы-
ражена дуалистическая доктрина, является пассаж 1()М (Свиток 67 Как было отмечено выше (гл. II, 1, § 1), на роль Мужа претендовал основатель
Кумранской общины — Вразумляющий, ожидавший вместе со своими адептами («прямо-
душные», «совершенные путем») наступления Конца дней в ближайшее время. 68 Исследованию текста 1QS 3:13—4:26 посвященно большое количество работ.
См., например: A. Dupont-Sommer, L’instruction sur les deux Esprits dans le Manuel de
Discipline, RHR 142 (1955), pp. 5—35; H. Wildberger, Der Dualismus in den Qumran
Schriften, ASt 1—4 (1954), SS. 163—177; P. Wemberg-Moller, A Reconsideration of the
Two Spirits in the Rule of the Community (IQSerek III, 13—IV, 26), RQ11 (1961),
pp. 413—441; M Treves, The Two Spirits of the Rule of the Community, RQ 11 (1961),
pp. 449—452; A. R. C. Leaney, The Rule of Qumran and Its Meaning, London 1966,
pp. 37—56; Lichtenberger, Menschenbild..., SS. 123—132, 184—200 идр.; C. Trautmann,
"L'instruction sur les deux Esprits": Le dualisme dans la doctrine et la pratique des Esseniens,
FV 80 (1981), pp. 26—40; A. E. Sekki, The Meaning of Ruah at Qumran, The Society of
Biblical Literature, Dissertation series, 1989, pp. 193—219 (здесь же можно найти под-
ровную библиографию вопроса). 69 Кумранское учение о «двух духах» часто сопоставляется с раввинистической
доктриной о «доброй склонности» (или: «наклонности», «влечении», «побуждении»,
«импульсе», «тенденции», «намерении», «природе»; יצר הטוב) и «злой склонности»
(יצר הרע) в человеке. См., например: Т. Н. Gaster, The Dead Sea Scriptures in English
Translation, N. Y. 1956, p. 95; J. P. Hyatt, The View of Man in the Qumran Hodayot,
NTS 2 (1955—1956), p. 281; Treves, Two Spirits..., p.449; Mansoor, Hymns, p. 56, n. 1;
cp.: Driver, Scrolls..., p. 551. Ср. Авот II, 1, 12—13, VI, 4, где говорится о двух путях человека в мире— <щоб-
ром (также "правильном") пути ("пути Торы"), которого человек должен держаться»,
и «злом пути, которого человек должен избегать». 303