История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Бога, до (назначенного) Им срока. И все кары и периоды их бед-
ствий — во власти его ненависти (משטמתי). И все духи его жребия
(стремятся заставить) споткнуться сынов Света60, но Бог Израиля
и ангел Его Правды помогают всем сынам Света. И Он сотворил
духов Света и Тьмы и на них основал всякое действие... Одного
(ус. духа Света. — И. Т.) Бог любит во все эпохи вечности и ко всем
его деяниям благоволит всегда. (Что касается) другого (ус. духа
Тьмы. — И. Т.)у то его совета Он гнушается и все пути его Он йена-
видит вечно. И вот их пути в миру: просвещать сердце человека и
выпрямлять перед ним все пути истинной праведности и устрашать
его сердце законами Бога. И дух смирения (или: ,’кротости”.—
И. Т.)у и долготерпение, и многомилосердие, и вечное благо, и ра-
зум, и разумение, и мощная мудрость, внушающая веру во все дей-
ствия Бога и опирающаяся на множество его милостей, и дух зна-
ния во всяком замысле действия, и ревность к законам праведное-
ти, и святой помысел в непоколебимом побуждении61, и многоми-
лосердие ко всем сынам Правды, и чистота славы, гнушающейся
всеми сквернами нечистоты, и скромное хождение62, (проистекаю-
щее из) понимания всех вещей63 (или: "при всеобщей хитрости”64. —
И. Г.), и истинное сокрытие тайн знания65. Таковы советы духа
(Правды. —И. Т.) сынам Правды (в) мире. И (осуществится) Посещение (ус. Божественное Посещение. —
И. Т.) всех, кто руководствуется им (ус. духом Правды. — И. Т.) —
для исцеления и многого благополучия (שלום; "мира”. — И. Т.) в
долготе дней, и плодоносности семени вместе со всяческими посто-
янными благословениями; и вечная Радость в бесконечной жизни
(בחיי נצח; букв.: "в вечной жизни”. — И. Г.), и венец славы, и одея-
ние величия в вечном Свете. А (пути) духа Кривды (следующие): стяжательство, бездей-
ствие (букв.: "опущение (покладание) рук".— И. Т.) в служении
праведности, нечестие и ложь, надменность и высокомерие, обман
и лукавство, жестокость и неправедность, нетерпимость и многая
глупость, и ревность гордыни, мерзостные деяния, (совершенные) в 60 «Сынами Света», «детьми Света» называли себя и первые христиане. (См.:
Лк. 16:8, Ин. 12:36, 1 Фесс. 5:5, Ефес. 5:8; ср. также Ин. 8:12, 12:35, 1 Ин. 1:6—7, 2:11,
2 Лет. 2:2.) «» Ср. Ис. 26:3. 62 Ср. Mux. 6:8. 63 Данный перевод фразы предложен Г. Вермешем. (Scrolls..., р. 76.) 64 Перевод К. Б. Старковой. (Устав для всего общества Израиля в конечные дни,
ПС 4 (67), 1959, сс. 38; 40, прим. 8.) 65 Ср.: Иосифу Война, II, 141—142; Ипполиту Опровержение всех ересей, IX, 23. 301