История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Наконец, еще одной особенностью сотериологии кумранитов
являлось то, что на определенном историческом этапе они стали
рассматривать веру в Учителя праведности в качестве необходимо-
го (а возможно, и достаточного) условия спасения человека
(см. также выше, гл. III, 6, § 2, VI)56. III С доктриной о предестинации тесно связано учение о дуа-
лизме. Свое наиболее отчетливое выражение кумранская дуалиста-
ческая концепция нашла в тексте 1QS (Устав общины) 3:13—4:26
(т. н. Учение о двух духах и двух путях): «...В Его руке законы все-
му... И Он сотворил человека для владычества над миром и поло-
жил ему два духа, чтобы руководствоваться ими до (установлен-
ного) срока Его Посещения. Это духи Правды (или: «Истины»;
האמת — И. Г.) и Кривды (העול). В истоке Света57 — происхождение
Правды, и из источника Тьмы происходит Кривда. В руке Князя
Света58 власть над всеми сынами праведности, путями Света они
расхаживают. В руке Ангела Тьмы59 вся власть над сынами Крив-
ды, и путями Тьмы они расхаживают. От Ангела Тьмы заблужде-
ние всех сынов праведности; и вся их вина, и их грехи, и их прегре-
тения, и их преступные деяния — в его власти, согласно тайнам 56 Ср. Ефес. 2:8—9: «Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Бо¬
жий дар: не отдел, чтобы никто не хвалился». Ср. также Мехилта Шемот 14:14 [40Ь]: «Наш отец Авраам овладел этим миром и
миром грядущим только благодаря вере, которой он верил в Господа, как написано:
"Он верил в Господа, и Он засчитал это ему за праведность"». В раввинистической ли¬
тературе различается праведность, основанная на вере, и праведность, основывающа¬
яся на Законе (ср. Мидраш на Пс. 27:13 и Пс. 94:17). Для Филона Александрийского вера—это царица добродетелей (Об Аврааме, II, 39). 57 Здесь и в других местах имеется в виду духовный Свет, сотворенный Господом в
первый день Творения. Его физическим символом является свет небесных светил, со¬
творенных в четвертый день Творения (см. Быт.> гл. 1). Заметим, что кумранский Но¬
вый год и первый день каждого квартала (а также Пасха) всегда приходились на чет¬
вертый день недели (среду). 58 Князь Света упоминается также в 1QM 13:10 (ср. 17:6—7) и CD 5:18; ср.
1QS3:24—25. (Ср. также 2 Кор. 11:14, 19:17.) Вероятно, он тождествен с архангелом
Уриилом (букв. «Мой Свет—Бог» или «бог Света», «Световой бог»). В связи с обра¬
зом Князя Света— Ангела Правды, посылаемого на «помощь» сынам Света, ср. но¬
возаветную фигуру Параклета («Утешителя») — «Духа Правды ("Истины"), который
от Отца исходит» (Ин. 14:17, 15:26: 16:13, 7 Ин. 4:6, 5:6—8). (Ср.е. g.: Cross, Library...,
рр. 159f.) О Параклете см.: О. Betz, Der Paraklet, Leiden 1963. 59 Ср. Зав. Иуды 19:4 (ср. 20:1), где упоминается «Князь Обмана ("Лжи")». 300