История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
(Гимны бедных), 4(}416,418 (Дети Спасения и тайна бытия))47־
Милость, благодать Божья уже проявились в предвечном избрании
праведников; она нисходит также на стремящегося к благочестию в
период его земной жизни; без нее же невозможно окончательное спасе-
ние (в Конце дней) и вечная жизнь в Царствии Божием (см., напри-
мер: 1<ЗН 7:29—31, 11:9—14). (Таким образом, кумранское учение о
Божественной благодати также вступает в противоречие с концеп-
цией абсолютного предвечного предопределения.) Человек (в том
числе и тот, кто предызбран к спасению) изначально грешен, ибо
он есть не только дух, но и плоть48, которая по своей природе не-
чиста и склоняет душу к прегрешению. Даже сам Учитель правед-
ности, и тот признается в Благодарственных гимнах: «А я есть тво-
рение из глины и замешан на воде; основание стыда (или: "мерзости",
"грязи". — И. Т.) и источник нечистоты, очаг ("тигель". — И. Г.)
греха и строение вины (1(}Н 1:22—23 (Гимн № 1))... Что такое
плоть и что есть творение из глины, чтобы возвеличивать (Твои)
чудеса? И он (1. е. смертный. — И. Т.) во грехе от чрева и до се״
дин— в предательском прегрешении (1) (אשמת מעל<)Н 4:29—30
(Гимн № 8))... И он (.ус. смертный. — И. Т.) есть строение праха и
замешан на воде; ...его основание— нагота позора... Только благо-
стью Твоей оправдывается человек и многомило[сердием Твоим он
спасается] (1<2Н 13:14—17 (Гимн №20(?))... И в моих несчастьях
Ты утешил меня, и я удовольствовался (Твоим) прощением; и я по-
лучу утешение относительно первородного греха (פשע ראשון). И я
знаю, чт[о] есть надежда в [ми]лости (или: ״[бла]годати". — И. Т.)
Твоей и ожидание (благоприятного исхода)— в великой силе Твоей.
Ибо никто не сможет оправдаться (сам) на Суде Твоем (К^Н 9:13—15
(Гимн № 14))...»49 См. также 105 11:9—10: «Я (бс. Вразумляю-
щий. — И. Т.) принадлежу к нечестивому человечеству, к общине
грешной плоти (50(בשר עול . Мои прегрешения, мои грехи, моя вина 47 См. также е. g.: Cross, Library..., р. 68; Mansoor, Hymns, pp. 58—65; Driver,
Scrolls..., pp. 560f.; A. Marx, Y a-t-il une predestination a Qumran? RQ 22 (1967), pp. 163—
181; Merrill, Predestination..., pp. 37—46. А. Маркс полагает, что в отношении Кумрана следует говорить, скорее, не о пред¬
определении, а о Божественной благодати. {Ibid., р. 181.) 48 Ср. е. g. Быт, 6:3. 49 Ср. 4 Ездр. 9:32—36; ср. также Еккл. 7:20. 50 См. также 1QM 4:3. Ср. такие выражения, как «виновные тела» (1QM 14:3) и
«плоть вины» (1QM 12:11). Ср. также Рим, 8:3 («греховная плоть»), Рим. 6:6, Кол. 2:1
(«греховное тело»); Рим. 7:14 («...я плотян, продан греху»), Рим. 7:23—24 («Но в чле¬
нах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня
пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто 298