История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
тельной свободой воли приводит кумранских идеологов к логичес-
кой непоследовательности, так что в рамках одного и того же про-
изведения предестинация предстает и в своем абсолютном выраже-
нии, и лишь как тенденция, а предвечно предопределенное пребы-
вание нечестивцев в лагере Зла подчас оказывается лишь следстви-
ем их предрасположенности ко злу, «<склонностью» («наклонностью»,
«влечением» (יצר); ср. 1QH 11:20—2145; ср. также llQPsa 19:15—16
(Plea)), которую, в принципе, во власти человека перебороть46.
Данный аспект в учении кумранитов-ессеев о предопределении сбли-
жает их воззрения на данную проблему с соответствующими фари-
сейско-таннаитскими представлениями (нашедшими свое класси-
ческое выражение в формуле: «Все предвидено, но свобода воли
(букв, "полномочие". — И. Т.) дана» (Авот, III, 19)), что, впрочем,
не удивительно, учитывая общее происхождение сект ессеев и фа-
рисеев (см. гл. II, 1, § 4). II Центральным моментом кумранской сотериологии является
представление о том, что спасение невозможно без «благодати»
(חסד; также «милость», «доброжелательность», «благорасположе-
ние»), «(много) милосердия» (רוב, המוץ) רחמים); также «сострада-
ние», «милость»), «благосклонности» (חץ; также «милость», «благо-
расположение»), «благоволения» (רצק), «благости» (טוב), «много-
прощения» (רוב סליחות) Господа (см., например: QH (Благо-
дарственные гимны), passim; 1QS (Устав) И :10—15; 4Q434,436 трансцендентном мире) слилась с Волей Божьей, могут считаться абсолютно свобод·
ными. На земле полной духовной свободы (в смысле абсолютного сознательного под·
чинения Воле Господа) удостоился лишь Учитель праведности (в этом были полное·
тью уверены его последователи; ср., с другой стороны, его собственные откровения в
Благодарственных гимнах); однако в Конце дней, когда небеса и земля станут едины,
все праведники достигнут этого состояния. Что касается нечестивцев, то их деяния, совершаемые, как кажется на субъектов·
ном уровне, по их свободной воле, объективно предопределены и мостят им дорогу в
Шеол и к последующим эсхатологическим наказаниям. (Ср. Прит. 16:1—4, 21:1—4). “ Ср.Втор. 31:21. 46 Ср. В. Т. Киддушин, ЗОЬ: «Я сотворил злое побуждение (или: «влечение ко злу»;
יצר הרע) (и) Я сотворил Тору для излечения. Если ты займешься (изучением) Торы, ты
не попадешь в его (вс. злого побуждения. — И. Т.) власть» (ср. Сир. 21:11); Авот IV, 2:
«Кто силен? Тот, кто подчиняет свою природу (יצרו)». 297