История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
и Ипполит, Опровержение всех ересей, IX, 24)) за те или иные про״
ступки и преступления (см. е. 1(^8 6:24—7:25, 8:23—9:2; Иосиф,
Война, II, 143—145; Ипполит, Опровержение всех ересей, IX, 24—
25). Очевидно, что накладывая определенное наказание на совер¬
шившего прегрешение сотоварища (который в ряде случаев нес его
добровольно; ср.:Иосиф, Война, II, 143; Ипполит, Опровержение
всех ересей, IX, 24), кумраниты полагали, что благодаря ему он по¬
лучает возможность еще при жизни искупить свою вину и тем са¬
мым избежать (с их помощью) неминуемого (в противном случае)
страшного Божественного наказания в Конце дней. (Ср.: Иосиф,
Война, И, 144; Ипполит, Опровержение всех ересей, IX, 2443). Итак, налицо попытка согласовать доктрину о всеобщем
предопределении с личной ответственностью человека за свои мыс¬
ли и поступки (попытка обреченная, в конечном счете, с точки зре¬
ния (формальной) логики, но небесперспективная с позиций прин¬
ципа дополнительности)44. Стремление наделить человека относи¬ 43 Ср.: Merrill, Predestination..., р. 44. 44 Ср.: Merrill, Predestination..., р. 58: «Предестинация не противоречила (по пред-
ставлению кумранитов.— И. Т.) свободной воле... Если это кажется нам иррацио-
нальным, это так и должно быть, ибо мы, подобно кумранским отшельникам, должны
воспринимать крайние проявления жизни и смерти верой, а не разумом»; Ringgren,
Faith..., р. 110: «В рамках живого религиозного опыта эти две идеи (sc. предестинация
и свобода воли. — И. Т.) могут сосуществовать». Ср. также: Н. G. May, Cosmological
Reference in the Qumran Doctrine of the Two Spirits and in the Old Testament Imagery,
JBL 82 (1963), p. 5; F. V. Filson, The Dead Sea Scrolls and the New Testament [in:] New Di-
rections in Biblical Archaeology, ed. by D. N. Freedman and J. Greenfield, Garden City
1971,p.146. Отчасти согласовать предестинацию и свободу воли можно, как кажется, и на ра-
циональном уровне. Так, постигая Предначертания и Замыслы Творца, кумраниты
оказываются не слепым орудием в руках Провидения, но сознательными сотворцами,
сотрудниками Господа, добровольно и свободно осуществляющими Божественный
План, творящими Его Волю. (Ср. 1QS (Устав общины) 9:24—25: «И всем ׳гем, что про*
исходит с ним (5с. с Вразумляющим.— И. Г.), он удовольствуется свободно
(ירצה בנדבה), и помимо Воли Бога он ничего не хочет (или: "не желает"; לו יחפץ), и все
речения Его уст он одобряет (букв, "удовольствуется" (ими).— И. 7.), и не желает
(לוא יתארה) ничего, чего [Он] не заповедал; и постоянно он наблюдает суд (или:
"правосудие". — И. Т.) Бога...» Здесь уместно вспомнить знаменитую фразу одного из
основателей стоицизма Клеанфа [ок. 330—ок. 232 гг. до н. э.], переведенную на латин-
ский язык Сенекой [5 г. до н. э.—65 г. н. э.] («Нравственные письма к Луцилию», CVII,
11): «Ducunt volentem fata, nolentem trahunt» — «Желающего Судьба ведет, не желаю-
щего — тащит».) Постепенное постижение Необходимости делает общинников все 60־
лее свободными (ибо Необходимость— это, в конечном счете, лишь непознанная
Свобода). С этой точки зрения, постоянно осененные Святым Духом небожители (в
том числе, духи почивших праведников), воля которых объективно и субъективно (в
той мере, в какой вообще можно говорить о дифференциации субъекта и объекта в 296