История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
пока он не представал перед смотрителем организации (mebaqqer —
CD, XV, 10—11). На этом основании можно допустить, что доку-
мент предназначался для администрации и инструкторов секты. Он
облегчал им задачи управления, указывая на степень доверия, ко-
торую заслуживало то или иное лицо согласно своему гороскопу.
Он же помогал ориентироваться по всем линиям иерархической
структуры организации. (Ср. е. g. 1QS 9:13—16: "Вот законы для
Вразумляющего, чтобы руководствоваться ими (в обхождении) со
всем живым в соответствии с (установленным) порядком для всяко-
го времени и в соответствии с весом (משקל) каждого человека...
чтобы измерить всякий находящийся налицо разум (השכל) по пери-
одам вместе с законом данного (периода) времени, чтобы отделить
и взвесить (לשקול) сынов праведности (или: "сынов Цадока"
(בני הצדוק (Ьёпё /ktfsaddq)); самоназвания членов Кумранской об-
щины. — И, Т.) по их духу (לפי רוחום)... каждого судить сообразно
его духу и каждого приближать сообразно чистоте его рук, и соот-
ветственно его разуму продвигать его" — И. Т.) Вместе с тем могли
быть и такие случаи, когда безупречные поведением и преданное-
тью интересам общины лица по формальным признакам своей на-
ружности и "свидетельств" гороскопа должны были вызывать на-
стороженность со стороны сотоварищей, более счастливых в отно-
тении внешности и соответствующей ей констелляции при рожде-
нии. Поводов для этого руководство должно было избегать в целях
тесного сплочения общины, стремление к которому выступает во
всех ее известных памятниках. Сам обладатель менее благоприят-
ного гороскопа должен был успешней бороться с искушениями, ес-
ли не знал степени своей предрасположенности к "делам Велиала".
Осторожность требовала избегать доступности подобных доку-
ментов. В то же время несложность шифра показывает, что те, от
кого зависело их хранение, не очень опасались злой воли членов
общины. Их строгая самодисциплинированность вряд ли давала
основания бояться злонамеренного любопытства, нужно было
лишь помешать нечаянному проникновению в тайны содержа-
ния»42. В связи с рассматриваемой проблемой упомянем также раз-
работанную ессеями систему наказаний (вплоть до смертной казни;
ср. е. g. CD (Дамасский документ) 9:1, 10:1 (ср. 12:4), 4QDe, fr. 9,
2:11—15, 11QT (Храмовый свиток) 64:6—13 (ср. 4QpNah (Ком-
ментарий на Наума) 1:6—8); Иосиф, Война, II, 145 (ср. II, 143—144 295 42 Астрологические документы..., сс. 130Г.