История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
будет. И вот животное его: бык» (4Q186, fr. 1, 2:7—9). Судя по кон-
тексту еще одного дошедшего до нас фрагмента гороскопа, «восемь
(долей)» «духа» другого члена Кумранской общины пребьюало в
Доме Света и лишь «одна» — в Яме (Доме) Тьмы (4Q186, fr. 2, 1:6—
7). Что касается третьего гороскопа, то относительно общинника,
для которого он был составлен, здесь, в частности, сказано: «И дух
у него: в Доме (בית) [Тьмы — в]осемь (долей) и одна — в Доме Све-
та» (4Q186, fr. 1, 3:5—6). Итак, наряду с праведниками (или «почти»
праведниками), в недрах Кумранской общины оказываются и люди
с явно неблагоприятным для спасения состоянием духа, люди с по-
чти «черной» душой. Более того, такое соотношение духовных до-
лей в пользу Мрака предопределено «звездами»41. Ясно, что дух, во-
семь долей которого пребывают в Царстве Тьмы, не только не
сможет спастись в Конце дней на Страшном Суде, но и не попадет
на Небеса по смерти плоти; его путь — в Преисподнюю (Шеол).
Пребывание такого человека в конгрегации может быть объяснено
лишь тем, что ее члены допускают, что он (еще при земной жизни)
сможет изменить (с помощью своих товарищей) это неблагоприят-
ное соотношение в пользу Света (благодаря вере, молитвам, бла-
гим помыслам и деяниям, тяжкому умственному и физическому
труду и т. д., а также по Благодати Божьей (см. ниже)). Отвечая на вопрос, «почему зашифровывались гороскопы
членов ессейско-кумранской общины, от кого оберегались поме-
щенные в них сведения», К. Б. Старкова пишет: «Известно, что не
все было открыто даже правомочным общинникам: ״И всякое ело-
во, сокрытое от Израиля (т. е. общины в целом или светской ее час-
ти), какое найдется у человека расследующего, пусть не скрывает
от этих״ (т. е. членов руководства, президиума общины — IQS VIII,
И—12). Вообще ничего нельзя было сообщать новообращенному, Blessed Are the Poor in Spirit, IEJ 10 (1960), pp. 1—13. Cp.: История древнего мира, под
ред. И. М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой, 3־еизд., Москва 1989. с. 159,
прим. 11. 41 Как справедливо замечает К. Б. Старкова, «не следует думать, что кумранские
астрологи переносили на звезды функцию абсолютного управления миром и челове¬
ком. Очень содержательны в этом отношении X—XI таблицы «Устава» (1QS) и весь
сборник «Благодарственных гимнов» (1QH). Из этих источников мы знаем, что все
светила подчиняются законам, начертанным навечно творцом, и, подчиняясь им, сами
осуществляют таинственные планы мироздания как в природе, так и в человеческом
обществе». (Астрологические документы..., с. 129.) См., например: 1QS 3:16, 11:11;
1QH 1:12—14, 4:13, 10:10, 11:7—8, 12:5—13, 13:7—10, 18:22; 1QM 13:2. См. также
Merrill, Predestination..., р. 30. Ж. Т. Ми лик полагает, что, по представлению кумранитов, небесные тела управ¬
ляются ангелами или духами. (Discovery..., р. 119.) 294