История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
чальная участь послужила грозным предупреждением для тех, кто
еще не перестал грешить. Спасение, по-видимому, не мыслилось кумранитами вне ра-
мок ессейских общин. (Естественно, это касалось их современни-
ков; праведники прошлого, души которых пребывают на небесах
до Конца дней, очевидно, уже спаслись (ср., например, 1 Енох, рая-
.у 1т).) Пребывание в ессейской общине служило одним из основных
признаков предызбранности человека к спасению и вечной жизни в
Царстве Божьем. Можно даже, как кажется, констатировать нали-
чие в Кумране идеологической тенденции, предполагающей, что
даже тот, кто предрасположен к греху, «добровольно» вступив в
общину (после успешного прохождения испытательного срока),
может, в определенной мере, изменить свой «жребий» (גורל; «удел,
доставшийся по жребию», «долю», «судьбу»), свое «наследие»
((ירשה ינחלה(-ת (уёга§*Ш1/убгёШ1))37. Проиллюстрировать эту идею
можно, как нам представляется, обратившись к трем дошедшим до
нас гороскопам (4<3186, &. 1—2), составленным для членов Кумран-
ской общины. Формальной особенностью этих гороскопов являет-
ся то, что их текст написан своеобразным криптографическим спо-
собом. Шифр составлен с помощью двух приемов: (1) каждая стро-
ка и каждое слово написаны не справа налево, как обычно в семит-
ских языках, а слева направо; (2) наряду с квадратным шрифтом
применяются палеоеврейские (палеоханаанские) и греческие буквы.
Отличительной чертой кумранских гороскопов является также то,
что «здесь констелляция момента рождения восстанавливается на
основе внешних признаков, наружности взрослого человека»38. В
сохранившемся фрагменте одного из гороскопов мы, в частности,
читаем: «Дух (רוח) у него (имеется в виду конкретный член Кумран-
ской общины. — И. Т.): в Доме (בית; бс. сфере. — И. Т.) Света шесть
(долей) и три— в Яме (בור) Тьмы. И вот тот гороскоп (39המולד;
возможен перевод: ״рождение", "время рождения". — И. Г.), в
(букв.: "на". — И. Т.) котором он рожден: в "Ноге Тельца". Бедным
("нищим"; עני— одно из самообозначений кумранитов40. — И. Т.) 37 См. также: Driver, Scrolls..., р. 559. 38 К. Б. Старкова, Шифрованные астрологические документы из окрестностей
Хирбет-Кумрана (4QCrypt), ПС 26 (89), 1978, с. 129, пр. 32. Ср. также 4Q561 (Физиогномический текст). 39 О возможных огласовках данного слова (molad, moled (?)) см.: Старкова, Астро-
логические документы..., с. 126. 40 Ср. кумранское выражение «бедные (нищие) духом» (ГТЛ 1 ;ענייQM 14:7);
ср. также Матф. 5:3, Лк. 6:20 : «Блаженны нищие духом (01 πτωχοί τφ πνεύματι), ибо их
(ваше) есть Царство Небесное (Божие)». О данном выражении см. е. g.: D. Fiusser, 293