История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
над миром и положил ему два духа, чтобы руководствоваться ими
(букв, "расхаживать по ним". —И. Т.) до срока Его Посещения: это
духи Правды (האמת; "Истины". — И. Г.) и Кривды (העול)». Итак, в
приведенных текстах спасение души соотносится с желанием и уси-
лиями человека в (рациональном) постижении Господа, Его Пред־
начертаний и Воли, «тайны бытия», идеи, смысла и назначения ис-
тории, «тайны будущего» (т. е., по-видимому, «тайны» Эсхатона), а
также с формами и результатами реализации полученных знаний
на практике (поступками, поведением и т. п.). Человек испытывает
(волен испытывать) различные чувства (любовь, радость, удовлет-
ворение, приязнь, ненависть, презрение, унижение и т. д.) к тем или
иным объектам, в разнообразных ситуациях, событиях (пусть даже
последние и предопределены свыше). Заметим далее, что, согласно тексту СО (Дамасский доку־
мент) 3:1—10, нечестивцы древних времен понесли наказание ее
потому, что им было предначертано грешить и быть наказанными,
а «в соответствии со своими ошибками», потому что они избирали
то, что желал их собственный дух и «не слушали гласа их Твор-
ца»34. Согласно 1(^5 (Устав общины) 5:10—13, «люди Кривды» «нс
причтутся» к Завету (Союзу) Бога, «ибо не искали и не исследовали
Его в Его законах (בחוקוהי; т. е. не стремились к познанию Господа
через постижение установленных Им мировых законов (в которых
Он проявляет отдельные Свои аспекты) (?) — И. Г.), дабы познать
сокрытое35, (из-за незнания) которого они блуждали (вплоть) до
(совершения) прегрешения; да и открытое (из Закона. — И. Т.)к
они исполняли высокомерно, так что поднимется Гнев (Божий) для
правосудия, и Местью отмстится по проклятиям (или: "клятвам". -
И. Т.) Завета (Союза), (и) великим наказаниям они подвергнутся
для вечного уничтожения без остатка (ус. полного уничтожения на־
всегда. — И. Г.)». Отметим также текст 1<ЗН 15:18—20 (Благодар-
ственный гимн № 22 (?)), где говорится, что нечестивцы «ходили по
нехорошему пути и презрели За[вет]» Господа и «не пожелали (соблю-
дать) все, что повелел» Бог, и «избирали» то, что Он «ненавидит»;
Всевышний «предназначил их, чтобы подвергнуть их великим на
казаниям на виду у всех» Его «творений», «чтобы они стали знаком
(אות; "знамением". — И. Г.)... навеки, чтобы [каждый] узнал Славу»
Бога и Его «великую Силу»; т. е., иными словами, чтобы их пс \ * 334 См.: Driver у Scrolls..., р. 560.
» Ср. CD 3:14—15. 3* Ср. Втор. 29:28. 292