История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
шедшие до нас сведения о движении ессеев содержатся в трудах
проживавшего в Египте еврейского философа и экзегета Филона
Александрийского [ок. 25 г. до н. э.—до 50 г. и. э.] («О том, что каждый
добродетельный свободен», 72—91; «Апология» (отрывок об ессеях
сохранился в сочинении христианского историка и писателя Евсе¬
вия Кесарийского [ок. 260—339 гг. н. э.] «Приготовление к Еванге¬
лию», VIII, II, 1—18); «О созерцательной жизни»), римского учено¬
го и государственного деятеля Плиния Старшего [23/24—79 гг. и. э.]
(«Естественная история», V, 17, 73), иудейского историка и государ¬
ственного деятеля, фарисея Иосифа Флавия [37/38—после 100 гг.
н. э.] («Иудейская война», I, 78—80; И, 111—ИЗ, 119—161, 566—
568; III, 9—12; V, 142—145; «Иудейские древности», XIII, 171—172,
371—379; XVIII, 11, 18—22; «Автобиография», 10—12), отцов цер¬
кви Ипполита Римского [ок. 170—235 гг. н. э.] («Опровержение всех
ересей, или Философумена», IX, 18—28) и Епифания Саламинского
[ок. 315—403 гг. н.э.] («Панарион», X; XIX; XX, 3, 1—4; XXIX). От¬
дельные сведения об ессеях содержатся также е. в сочинениях гре¬
ческих философов-неоплатоников Порфирия [ок. 233—ок. 300 гг. н. э.]
(«О воздержании», IV, 11—13) и Синесия Киренского [370/375—413/
414 гг. н.э.] («Дион», 3, 1—3 — отрывок из не дошедшей до нас ра- "Sadducees", CBQ17 (1955), рр. 165—188; А. М НаЬегтапп, Megillot Midbar Yehuda —
The Scrolls from the Judaean Desert, Tel-Aviv 1959, рр. XV, 25—30 (иврит); M. R. Lehman, The
Temple Scroll as a Source of Sectarian Halakha, RQ 36 (1978), pp. 579—588; J. Sussman,
The Study of the History of Halakhah and the Dead Sea Scrolls, T59 (1990), pp. 11—79
(иврит); L. H. Schiffman, The Sadducean Origins of the Dead Sea Scrolls Sect [in:] Under-
standing the Dead Sea Scrolls, ed. by H. Shanks, New York 1992, pp. 35—49; см. также:
/. Levi, Un 6crit sadduceen anterieur a la destruction du Temple, REJ 61 (1911), pp. 161—
205; 63 (1912), pp. 1—19; R. H. Charles (ed.), The Apocrypha and Pseudepigrapha of the
Old Testament, vol. II (Pseudepigrapha), Oxford 1973, pp. 790—797; cp.: Schechter, Frag¬
ments..., pp. IX—XXIX), зелотами и сикариями (см. е. g.\ J. KJausner, The Historical
Significance of the "Hidden Scrolls", A. Biram Volume, Jerusalem 1956, pp. 162—166
(иврит); C. Roth, The Dead Sea Scrolls: A New Historical Approach, New York 1965;
Driver, Scrolls), последователями Иоанна Крестителя (см. е. g.: В. Thiering, Redating the
Teacher of Righteousness, Sydney 1979; idem, The Gospels and Qumran: The Qumran Ori¬
gins of the Christian Church, Sydney 1981; idem, Jesus the Man: A New Interpretation from
the Dead Sea Scrolls, Sydney-London 1992), эбионитами (см. e. g.: J. L. Teicher, The Dead
Sea Scrolls — Documents of the Jewish-Christian Sect of Ebionites, JJS 2 (1951), pp. 67—99;
cp.: J. Baery The Manual of Discipline: A Jewish-Christian Document from the Beginning of
the Second Century C.E. (including a Discussion of the Damascus Document), Z 29 (1964),
№ 1—2, pp. 1—60 (иврит)), общиной Иакова, брата Иисуса (см. е. g.: R. Н. Eisenman,
James the Just in the Habakkuk Pesher, Leiden 1986), и некоторыми другими религиоз¬
ными течениями. Критический разбор гипотез Л. X. Шиффмана, Б. Е. Тиринг и Р. X. Эйзенмана
можно найти в книге: Betz, Riesner, Jesus..., passim. 29