История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
то, что у тебя отсутствует для всех тех, кто ищет (предметы свое-
го) вожделения... Бог разделил наследие [все]х [живущих], и все
мудрые сердцем вразумили... К вечной погибели (букв. ”Яме";
שחת— Я. Г.) (ведет) ваше (имеются в виду ”глупые сердцем”.—
Я. Т.) отвращение (от Бога, Истины, Знания(?)— Я. Г.)... Как
сможете вы сказать (на Страшном Суде. — Я. Г.): "Мы усиленно
умственно трудились (יגענו בבינה; букв, ”мы утомились разумом”. —
Я. Г.) (и) бдели, преследуя Знание21 22... О ты, расхаживай с Истиной
вместе со всеми [исследую]щими [Истину...], ибо в твоей руке Его
сокровищница (?) (אוט(ה)ו; .УС., очевидно, разум, которым наделил
Бог человека.— Я. Г.) ...И если Он не прострет Свою руку для
твоей нужды, тогда Его сокровищница (?) (удовлетворит эту) нуж-
ду... Бог создал желания сокровищницы (?) (ус. разума человека (?);
חפצי אוט— Я. Г.) и испытал их Истиной... На весах Праведности
(или: ”На верных весах”. — Я. Т.) Он взвесил всё их (/. с. людей. —
Я. Т.) разумение23... [В соответствии] со своим знанием один че-
ловек будет прославлен более, чем другой, и в соответствии с его
разумом будет возвеличена его честь... Ибо человек ворчит, потому
что он ленив... [День и] ночь размышляй над тайной бытия (или: 21 Р. Эйзенман и М. Уайз интерпретируют слово D1K как «storehouse» (?) («храни¬
лище», «сокровищница»). См.: The Dead Sea Scrolls Uncovered, Dorset 1993, pp. 249ff. Согласно же предположению В. А. Лившица, 1ЛК может быть заимствованием из
иранского (парфянского или среднеперсидского) *awat (древнеиранск. *awata- «разу¬
мение», «вера» (от корня vat- авест. «разуметь», «понимать», «верить»); ср. армянское
(из парфянского) hauat («вера»), согдийско-христианское ,wt («вера»), хотанское hot-
(«быть способным», «мочь»)). (См.: Н. IV. Bailey, Dictionary of Khotan Saka, Cam¬
bridge 1979, p.498.) Ср. также авест. aipivat- («знать», «понимать», «изучать», «ве¬
рить»), fravat- («внушать», «полагать», «узнавать», «заставлять верить»), древнеинд.
abivatati. (См.: Chr. Bartholomae, Altiranisches Worterbuch, 2. Aufl., Berlin 1961, Sp. 1343).
Как указывает В. А. Лившиц, передача иранского поствокального -t через арам.-евр.
эмфатический -t становится регулярной со II—III вв. н. э. В связи с предположением В. А. Лившица отметим, что в кумранской лексике об¬
наруживаются иранские слова. См. е. g.: J. Р. de Menasce, Iranien пахйг, УТ 6 (1956),
рр. 213—214; idem, Un mot iranien dans les Hymnes, RQ 1 (1958), pp. 133—134;
J. C. Greenfield, S. Shaked, Three Iranian Words in the Targum of Job from Qumran,
ZDMG 122 (1972), pp. 37—45. Ср. также: R. Zadoq, On Five Iranian Names in the Old
Testament, VT 26 (1976), pp. 246—247. 22 «Знание» часто выступает в кумранских текстах как (относительно) независимая
«субстанция». Ср. т. н. теорию трех миров Карла Поппера (1902—1994), постулирую¬
щую существование миров физического, ментального и объективного знания. 23 Ср. Прит. 16:2,21:2. 289