История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
их лидеров, «в сердца которых Бог вложил разум, чтобы истолко¬
вывать слова» библейских пророков (ср. е. g. 10рНаЬ 2:7—10), не¬
пременно исполнятся — ведь все предвещаемое уже исполнилось в
Божественном Замысле11. Таким образом, до Творения Господь был абсолютно имма¬
нентен (будущему) мирозданию. (Заметим, что после эсхатологи¬
ческого Нового Творения, в Метаистории, когда Бог будет пребы¬
вать с миром и в мире, а мир — с Ним и в Нем, Он также оказыва¬
ется имманентен твари, но на ином уровне12). Кумранскую трак¬
товку Разума (Мысли) Всевышнего можно, как кажется, соотнести
с филоновской концепцией Божественного Внутреннего Логоса
(Λόγος ένδιάθετος), производящего и содержащего идеи всех вещей.
(Греч, слово λόγος имеет несколько десятков значений и смысловых
оттенков, основными из которых являются, в частности, «слово»,
«речь»; «вещее слово», «предсказание»; «сказанное»; «разум», «ра¬ 11 Ряд исследователей полагают, что учение о предопределении было заимствова¬
но иудеями, и в частности кумранитами, из иранской теологии или эллинистической
философии. См., например: Driver, Scrolls..., р. 561; Sh. Shaked, Qumran and Iran: Fur¬
ther Considerations, JOS 2 (1972), pp. 433—446 (особенно, pp. 442f.); idem, Iranian Influ¬
ence on Judaism: First Century В. С. E. to Second Century С. E. [In:] The Cambridge His¬
tory of Judaism. Ed. by W. D. Davies and L. Finkelstein, vol. I (Introduction; the Persian
Period), Cambridge 1984, pp. 308—325, 441—442; Ringgren, Faith..., pp. 11 If. Ср., одна¬
ко: Merrill, Predestination..., pp. 13f., 25ff. См. также ниже, гл. IY, II. Как отмечает Е. X. Меррилл, еще Хасдай Крескас (средневековый еврейский фило¬
соф и теолог, проживавший в Испании; ум. 1412 (?)) настаивал на том, что источника¬
ми учения о предопределении для иудаизма всегда были Библия и Талмуд и что по¬
этому не следует думать о каких-либо заимствованиях {ibidem, р. 13). Действительно,
идея о предестинации имплицитно содержится в ряде библейских произведений и,
прежде всего, в книгах пророков, зафиксировавших Божественные Откровения отно¬
сительно будущих событий (подчас до мельчайших подробностей) вплоть до Конца
дней и «начала» Метаистории (см., особенно, кн. 'Исайи, Иезекиила, а также Дании¬
ла); следовательно, эти события были предопределены Предвечным. Аналогичная кон¬
цепция присутствует и в апокрифической апокалиптической литературе III—I вв. до
н. э. (прежде всего, в книгах Еноха и Завещаниях 12 патриархов; см. также 4Q 552—
553 («Видение четырех царств»)). См. также: D. N. Freedman, The Old Testament at Qum¬
ran [in:] New Directions in Biblical Archaeology, ed. by D. N. Freedman and J. C. Greenfield,
Garden City 1969, pp. 120—122; cp.: Merrill, ibidem; Ringgren, ibidem, p. 55. Апокалиптика немыслима без провиденциализма, в то время как детерминисти¬
ческие доктрины могут обходиться без каких-либо апокалиптико-эсхатологических
представлений (как, например, это имело место в различных греческих идеологичес¬
ких системах или в учении о всеобщем детерминизме Спинозы). 12 Ср.: Спиноза, Этика, ч. I, теор. 18: «Бог есть имманентная (immanens) причина
всех вещей, а не действующая извне (transiens)». 286