История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Предопределение распространяется не только на мир доль-
ний, посюсторонний, но и на мир горний, трансцендентный. Осо-
бенно отчетливо эта идея выражена в Свитке войны (1QM) 13:9—
12, где говорится: «И Ты предназначил (букв, "выбросил". — И. Т.)
для нас (sc. членов Кумранской общины. — И. Т.) жребий (8(גורל
Света в соответствии с Твоей Истиной. И Князя Света9 Ты назна-
чил издревле, дабы он приходил на помощь нам; и в [его руке все
сыны праведнос]ти, и все духи Истины в его власти. И Ты создал
Велиала, Ангела Ненависти (или: "Вражды", "Злобы". — И. Г.), для
погибели (שחת; букв. "Ямы". — И. Г.)... и его цель — творить нече-
стие и неправедность. И все духи его жребия, ангелы уничтожения,
действуют (букв, "расхаживают". — И. Т.) по законам Тьмы, и к ним
(ус. к этим законам. — И. Т.) их [влече]ние». (Ср. также текст Уста-
ва общины (1QS) 3:13—4:26, который будет приведен ниже.) Итак, по представлению кумранитов, первоначально идея,
план будущего мироздания возникают в Разуме (שכל ,בינה; ср. е. g.
1QH (Благодарственные гимны) 1:22, 12:13, 13:3, 14:12—14, 15:12,
18:11, 1QS (Устав) 4:18, 1QM (Свиток войны) 10:16), Мысли
(מחשבת; см. e.g. 1QS 3:16, 11:11, 18—19, 1QH4:13, 11:7—8, 18:22,
1QM 13:2) Бога10. Более того, можно сказать, что вся мировая ис-
тория, еще не начавшись, уже состоялась в идеальной форме в
Мысле Господа. Жизнь каждого человека, праведника и нечестив-
ца, включая не только его поступки, но и мысли, побуждения, чув-
ства и даже отдельные слова, оказывается реализованной идеально в
Божественном Разуме еще до творения его души и тела; так что че-
ловек выступает как бы двуединой сущностью, самостью, суще-
ствует как бы в двух ипостасях — супердуховной (как дотварная
идея Господа) и духовной (как тварь мироздания). В свете сказан-
ного становится понятной твердая уверенность кумранских об-
щинников в том, что пророческие предсказания и другие свиде-
тельства их Учителя, «черпавшего информацию» непосредственно
из Разума, Мысли Господа (см. е. g. QH, passim; lQpHab 2:2—3,
7:4—5; см. также выше, гл. И, 1, § 1, III), а также предвещания тех 8 О понятии גורל в кумранских рукописях см., например: J. Licht, The Term גורל in
the Dead Sea Scrolls, BM (1956—57), pp. 90—99; Merrill, Predestination..., pp. 28 ff. 9 Cp. IQS 3:20, CD 5:18. 10 См. также: К. Schubert, Die Religion des Judentums, Leipzig 1992, SS. 161—163.
К. Шуберт не исключает возможности того, что понятие מחשבת является «еврейским
эквивалентом греческого термина logos, который в стоическом понимании мог, в част־
ности, интерпретироваться как "Vemunft”, ratio», т. е. разум, рассудок. (ibid., S. 162;
см. также: idem, The Dead Sea Community: The Story of the Dead Sea Scrolls, N. Y. 1959,
pp. 67—69.) 285