История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
"высечено", "выгравировано". — И. Т.) пред Тобой в записи Памя
ти6 (ср. также 1()Н 16:10, 1(}М (Свиток войны) 12:3, СЭ (Дам;н
ский документ) 20:19—20. — И. Т.) на все периоды вечности... Ты
сотворил дух языка, и Ты знаешь его слова, и Ты утвердил плод ус 1
прежде, чем они стали существовать»; (2) К^Н 15:12—17, 21—2.'
(Гимн № 22 (?)): «И я познал через Твой Разум (בבינתך), что не в р\
ке (т. е. не во власти. — И. Т.) плоти [праведность, и что не госпо
дин] человек своему пути, и что не может человек направлять своп
шаги. И я познал, что в Твоей руке склонности (יצר; "побуждение",
"влечение", "импульс", "природа", "формирование". — И. Т.) каж
дого духа, [и все его деяния] Ты утвердил (или "установил"; т. с
предопределил. — И. Т.) еще до того, как Ты его сотворил; и к;11·
может кто-либо изменить Твои слова (דבריכה)? Только Ты один
[сотворил] праведного и (уже) от чрева (его матери) утвердии
(ус. предопределил. — И. Т.) его для назначенного времени Благо
воления ... дабы высвободить (букв, "открыть".— И. Т.) его стес
ненную душу д ля вечного спасения и вечного мира без конца; и Ты
вознесешь (букв, "поднимешь". — И. Т.) из плоти его славу (ין. с
душу. — И. Т.). И Ты сотворил нечестивых для [времени] Твоею
[Гне]ва, и от чрева Ты предназначил их для Дня Убиения ("Бон
ни". — И. Г.) ... И что есть плоть, чтобы она могла уразуметь (что
либо)? И как может [творение] праха (само) направить свои шаги'.'
(Именно) Ты сформировал дух (רהז) и утвердил его деяния [изна
чально] и от Тебя (исходит) путь всего живого»7. С аналогичными идеями мы встречаемся и в Дамасском до
кументе, и прежде всего в тексте СО 2:7—8, где, говоря о наказано
ях, которые постигнут «отклоняющихся от (праведного) пути 11
гнушающихся закона», автор данного произведения замечает: «Ибо
не избрал их Бог до (сотворения) ‘олама (т. е. мирового времени. -
И. Т.) и, прежде чем они были созданы, Он знал их деяния». 6 Ряд исследователей усматривают здесь намек на записи на небесных скрижалях
(См. е. g.: F. Ndtscher, Himmlische BOcher und Schicksalsglaube in Qumran, RQ 3 (1959).
SS. 405—411; Ringgren, Faith..., pp. 54f.; Gas ter, Scriptures..., p. 408; Merrill, Qumran...,
pp. 2If., 31.) Cp. Hex. 32:32, Суд. 5:9, tfc. 4:3, 49:16, Мал. 3:16, Пс. 69:29, 87:6, 139:16.
IJpum. 8:27, 29, Иов. 14:16, 19:23—24, 31:4, Дан. 7:10, 10:21, 12:1, 1 Ен. 81 :Iff., 93:1, \
2 Ен. 50:1 ,Зав. Левин 5:4, Зав. Асира 7:5, Юб. 23:32, Од. Сол. 9:12, Филипп. 4:3, Отк. 3:5.
20:12, 15, 21:27, 4Ездр. 6:20, 2 Бар. 24:1. На наш взгляд, однако, речь здесь идет, ско
рее, о скрижалях Памяти Самого Господа Бога. 7 Исследованию доктрины о предопределении в кумранских Благодарственных
гимнах посвящена монография Е. X. Меррилла «Кумран и предести нация». См. такты
е. g.: Holm-Nielsen, Hodayot..., pp. 274—282, 290—293, 295—300; Mansoor, Hymns. ,
pp. 55—65; Lichtenberger, Menschenbild..., SS. 184—189. 284