История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
бат, 104а: "Если человек избирает, чтобы творить добро, силы не-
бесные помогают ему; если (же) он избирает, чтобы творить зло,
они оставляют ему путь открытым". —И. Г.). Племя ессеев полага-
ет, что предопределение (την ειμαρμένην) является господином всего,
и все случающееся с людьми не может происходить без него. Сад-
дукеи же совершенно отвергают предопределение, считая, что та-
кового вообще не существует и что людские поступки не соверша-
ются в соответствии с его предначертаниями, но все находится в на-
шей власти, так что мы сами ответственны за наше благополучие,
равно как вызываем на себя несчастия по нашей собственной без
рассудности». (Ср. Сир. 15:11—17: «Не говори: от Бога мой грех...
Бог сначала создал человека, а затем предоставил его собственным
побуждениям. Перед тобою огонь и вода: можешь протянуть руку
куда хочешь. Перед человеком — жизнь и смерть, и что ему нра
вится, то будет ему дано»3). В другом месте «Древностей» (XVIII,
18) иудейский историк пишет, что «по учению ессеев, все предос
тавляется на усмотрение Бога»; что же касается фарисеев, то «хотя
они и постулируют, что все совершается по предопределению, они,
однако, не лишают человеческую волю побуждений к совершению
того, что в его силах, ибо по благорасположению Бога происходи !
слияние постановлений предопределения и воли человека с его доб
родетельными и порочными намерениями» (XVIII, 13). (Ср. «Иудей
скую войну», II, 162—163, где говорится, что фарисеи «приписы
вают все предопределению и Богу, однако поступать справедливо
или несправедливо, прежде всего, в силах человека, хотя предопрс
деление соучаствует в каждом действии». Раввинистическую ин
терпретацию дилеммы предестинация — свобода воли можно также
проиллюстрировать двумя пассажами из Вавилонского Талмуда
из трактатов «Нидда», 166 и «Хагига», 15а. В первом отрывке мы
читаем: «Имя ангела, назначенного управлять зачатием, — Лайла
(לילה (м. р.); букв, "ночь" — И. Г.). Он берет каплю спермы, кладе!
ее перед Святым, будь Он благословен, и спрашивает: "Владыка
мироздания! Кем должна стать эта капля? Превратится ли она и
человека сильного или слабого, мудрого или глупого, богатого или
бедного?" Однако не упоминается о том, станет ли она человеком
нечестивым или праведным». Во втором тексте говорится следую
щее: «Святой, будь Он благословен, сделал двойника для всего, ч־т 3 Ср.: Аристотель, Никомахова этика, 1177Ь 30—35 (где говорится, что «и;»;и ■
возвышаться до бессмертия») и Премудр. Сол. 8:13(!), 17, 6:17—20 (ср. 1:13—16, ! !
говорится, что нечестивцы своей неправедностью сами «привлекают» к себе смер!!
ср. также Прит. 8:35, 10:2). 282