История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Глава IV Ессейско-кумранское УЧЕНИЕ О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ
И ОСОБЕННОСТИ
СОТЕРИОЛОГИИ Кумранской
ОБЩИНЫ. Дуалистическая доктрина
кумранитов I **!*> . 9 י?t t тт9' ’*ייי« »*9 »**וי ρ*4Μ1 К f.-f»*'· * mww щт איייי״יייי
*·чдт9вччЛ1м»м1 J
)я♦»* «»«ן יי· יין* ׳ י״״יי1״ ;#5V±3
-ЭЙ:'*. Важнейшим элементом ессейско-кумранской идеологии явля-
ется учение о предопределении, детерминистическая (или, точнее,
предестинационная1) теология. Так, сообщая в «Иудейских древно-
стях», XIII, 171—173 о существовании в Иудее в середине Ив. до
н. э. сект фарисеев, ессеев и саддукеев, Иосиф Флавий пишет еле-
дующее: «Что касается фарисеев, то они говорят, что определенные
события совершаются по предопределению (или: "по провидению";
eipappevq букв, означает "судьба", "рок". — К Г.)2, но не все; в от-
ношении иных событий зависит от нас, будут ли они иметь место
или нет. (Ср. сентенцию известного законоучителя-танная, сорат-
ника Симона Бар-Кохбы рабби Акивы (ок. 50—135 гг. н. э.): "Все
предвидено, но свобода воли (הרשית; букв, "полномочие". — И. Т.)
дана" (М. Авот, III, 19); ср. также Я. Т. Берахот, ЗЗЬ: "Все в руках
Небес за исключением страха Небес" (ср. М, Авот, I, 3); Я. Т. Шаб¬ 1 Ср.: Е. Я. Merrill, Qumran and Predestination: A Theological Study of the Thanksgiv-
ing Hymns, Leiden 1975, p. 15; ср. также: H. Lichtenberger, Studien zum Menschenbild in
Texten der Qumrangemeinde, Gottingen 1980, SS. 184—189. 2 «Судьба» (ειμαρμένη), конечно же, является здесь греческим эквивалентом того,
что можно было бы назвать Провидением. (См.: Josephus with an English Translation
by R. Marcus, vol. VII (Jewish Antiquities, Books XII—XIV), London 1986, p. 311, n. g.)
Как заметил Г. Ф. Мур, для ειμαρμένη в определении греческих философских школ,
особенно стоической, в еврейском языке не было эквивалентного термина, а у иудеев
не было соответствующей концепции. (См.: Fate and Free Will in the Jewish Philosophies
according to Josephus, HTR 22 (1929), p. 379.) С другой стороны, как отмечает М. О. Уайз,
слово ειμαρμένη «является этимологическим, а иногда и семантическим эквивалентом
арамейского חללןא и еврейского גורל». (См.: 4QMMT and the Sadducees: a Look at a Re-
cent Theory, QCh 3 (1993), p. 74.) 281