История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
возможность, что именно на это верование ессеев намекает Иисус,
когда, говоря о страшных войнах, которые будут непосредственно
предшествовать наступлению Конца дней (как об этом предвещал Да¬
ниил (9:24—27; ср. также 4Q246 (Псевдо-Даниил?1)); см. Матф. 24:15),
заповедует правоверным: «Тогда, если кто скажет вам: "вот здесь
Христос (б χριστός; т. е. Мессия. — И. 7׳.), или ,,там״, — не верьте...
если скажут вам: ״вот, он в пустыне״, — не выходите; "вот, он в потаен¬
ных комнатах" (έν τοΐς ταμιείοις (ср. Матф. 6:6); или: "кладовых", "хра¬
нилищах" (ср. 1QS 10:2), "камерах", "кельях"250 ; зд., возможно, име¬
ются в виду кумранские пещеры, где проживали и хранили свои руко¬
писи наши общинники. —И. 7׳.), — не верьте» {Матф. 24:23, 26)251. Во вспыхнувшем в 66 г. н. э. восстании против Рима ессеи-
кумраниты могли увидеть начало так долго и напряженно ожидае¬
мых ими Мессианских войн (ср.: Иосиф, Война, VI, 312; Тацит, Ис¬
тории, V, 13; Светоний, Веспасиан, 4; ср. также е. g.: Филон, О жиз¬
ни Моисея, I, 217, 289—291, 2 Бар. 40:1—2, 4Ездр. 12:32—34), что,
вероятно, и побудало их принять в нем участие. В огне антиримской
войны Кумранская община погибла. % i'iViV ׳1 ׳I ,г11 ' Τ“Υ־ν־־Γ I и, ТТТГ] 1111 II 1 ׳1,1 1 II, г Т ГГТТ Ы по D. Chen считая только пророком или справедливым (праведным) человеком (ut prophetam aut jus-
tum hominem; курсив мой. — И. T.)». 250 О вариантах перевода слова rapietov см.: Hjerl-Hansen, Christ..., рр. 501—503. 251 См. также: Hjerl-Hansen, Christ..., рр. 496—508. Ср.: Driver, Scrolls..., рр. 494—496.