История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
II Сопоставление основных социально-экономических характе¬
ристик Кумранской общины (общность имущества, коллективное
хозяйство, коллективный обязательный труд, совместное решение
важнейших вопросов жизни конгрегации, коллективные трапезы,
целибат (по крайней мере, большинства общинников), аскетизм,
эскапизм)50, ее центральных идеологических представлений (доктрина
о предестинации, дуализм, концепция индивидуального избранни¬
чества членов общины, учение о бессмертии души и эсхатологичес¬
ком воздаянии, пацифистские тенденции51) и отдельных положе¬
ний галахи (е. g. временный отказ от храмовых жертвоприношений
и спиритуализация культа, ритуальные омовения, предваряемые
покаянием души, а также солнечный календарь) с образом жизни и
мировоззрением иудейской религиозной секты ессеев привело абсо¬
лютное большинство исследователей к выводу, что рукописи Мер¬
твого моря принадлежали ессейской конгрегации52. Основные до- so Как замечает в своей книге «Иметь или быть?» основоположник неофрейдизма
Эрих Фромм (1900—1980), в распорядке жизни Кумранской общины обнаруживается
«этический ригоризм, связанный с отрицанием ориентации на обладание в пользу
ориентации на бытие». Ср. «Манифест Коммунистической партии» (дек. 1847—янв. 1848), II, где К. Маркс
и Ф. Энгельс утверждают, что «коммунисты могут выразить свою теорию одним по¬
ложением: уничтожение частной собственности» (курсив мой). 51 Ср., например, 1QS (Устав) 10:18—19: «Я (?с. Вразумляющий.— И. Т.) никому
не воздам злом, (но) добром преследую (*)TIN) мужа...» Обычно этот пассаж сопостав¬
ляют со знаменитой ф'разой Иисуса из Нагорной проповеди: «А я говорю вам: не про¬
тивься злому» (Матф. 5:39; ср. Лк. 6:29). На наш же взгляд, позицию кумранского
Вразумляющего более уместно сравнить с религиозно-этическим учением Льва Тол¬
стого (1828—1910) о «непротивлении злу насилием». 52 См., например: Dupont-Sommer, Ecrits..., рр. 51—82, 381—392; Cross, Library...,
рр. 37—79; Н. Bietenhard, Die Handschriftenfunde von Toten Meer (Hirbet Qumran) und
die Essener-Frage: Die Funde in der Waste Juda (Eine Orientforschung) [in:] Aufstieg und
Niedergang der Romischen Welt, hrsg. von W. Haase, Berlin—New York 1979, SS. 704—
778; T. S. Beall, Josephus' Description of the Essenes Illustrated by the Dead Sea Sdolls,
Cambridge 1988; Callaway, History..., pp. 63—88; J. H. Charlesworth, Qumran Scrolls and
a Critical Consensus [in:] Jesus and the Dead Sea Sdolls, New York 1993, рр. XXXI—
XXXVII; Betz, Riesner, Jesus..., passim. Первым отождествил авторов рукописей Мертвого моря с ессеями Э. Л. Сукеник
(в 1947/1948 гг.). О возможном ессейском происхождении Дамасского документа пи¬
сал еще Эд. Мейер (см.: Ed. Meyer, Ursprung und Anflange des Christentums, Stuttgart-
Berlin, Bd. II, 1925, S. 399; первоначально этот исследователь полагал, что автором CD
был фарисей (см.: Die Gemeinde des Neuen Bundes im Lande Damascus, Berlin 1919)). Предпринимаются попытки отождествить кумранитов с фарисеями (см. е. g.:
Ch. Rabin, Qumran Studies, New York 1973), саддукеями (см. e. g. : R. North, The Qumran 28