История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
7. Мессианские ожидания кумранитов
во второй половине I в. до н. э.—I в. н. э. Нам представляется, что ни один из сохранившихся кумран-
ских текстов, содержащих мессианские пассажи, не был создан по-
зднее первой половины I в. до н. э. Судя же по тому, что основные
кумранско-ессейские произведения тщательно хранились и перепи-
сывались вплоть до разрушения кумранского поселения римляна-
ми, можно, как кажется, предположить, что сектанты продолжали
придерживаться зафиксированных в них мессианско-эсхатологи-
ческих представлений, по крайней мере, их центральных положе-
ний. (Ср .:Иосиф, Война, И, 136; Филон, О созерцательной жизни,
29(!).) Судя по сочинению Филона «О созерцательной жизни», в
начале I в. н. э. все ессеи (включая египетских терапевтов) ожидали
скорое наступление Конца дней (13, ср. 21). Согласно «Иудейской
войне», II, 145, 152, личность Учителя праведности, по-видимому,
пользовалась величайшим почтением у ессеев и в I в. и. э.; в частно-
ста, Иосиф говорит, что «после Бога они больше всего почитают
имя Законодателя (νομοθέτης; т. е., очевидно, Учителя, одним из
обозначений которого было מחוקק ("Законодатель")248. — И. Т.), и
если кто-нибудь станет возводить на него хулу, то он карается
смертью» (II, 145; ср.: Ипполит, Опровержение всех ересей, IX, 25, 1
и СО 9:1, 10:1, 12:4; ср. также: Филон, Апология, (1)). Судя по уже
упоминавшемуся тексту «Древностей» Иосифа Флавия, XVIII, 18,
ессеи ожидали прихода «Праведника» (ό δίκαιος), т. е., по-види-
мому, парусию Мессии (Учителя праведности249). Не исключена 248 Так полагают ряд исследователей, начиная с М.Делькора. См., например:
М. Delcor, Contribution a l’etude de la legislation des sectaires de Damas et de Qumran,
RB 61 (1954), pp. 550—553; Мещерский, Проблемы..., cc. 212—213. Как замечает С.Либерман, «раввинистический иудаизм не придавал святости
имени Моисея» (Discipline..., р. 205Г.). 249 С другой стороны, если верно высказанное выше (гл. II, 1, § 4, II) предположе¬
ние относительно того, что в «Древностях», XVIII, 18—22 Иосиф описывает ессеев не
«цадокидского» (кумранского), а «боэтусейского» толка, то тогда упоминаемый здесь
«Праведник», естественно, не тождественен с божественным Учителем праведности
(ср. пр. 96 гл. III). В этой связи упомянем следующее замечание Филастрия об ессеях
(вероятно, «боэтусейского» толка) в «Книге о различных ересях», 9: «Ессены — те, кто
ведут монашескую жизнь, не едят изысканных кушаний, не проявляют интереса к
одеждам, не владеют ничем (пес poesidentes aliquid). Они усиленно занимаются чтени¬
ем и благородным трудом и проживают в местах обособленных. Христа (зд., вероятно,
имеется в виду Помазанник (Мессия). — Я. Т.) как Господа, Сына Бога, они не ожи¬
дают и не признают, что он уже возвещай как Бог в Законе и Пророках, но ждут его, 279