История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
т. е. станет Первосвященником мироздания (?)), /. е. иными слова-
ми, по своем приобщении к небожителям совместит функции жре-
ческого и светского Мессий (см. также выше, гл. III, 6, § 1, II и § 2); ср.
также: Исх. 7:1; работы Филона Александрийского «Аллегори-
ческое истолкование», 1,40, «О жизни Моисея», I, 158,289—291, «О жерт-
воприношениях Авеля и Каина», 9, «О странствовании Авраама»,
84, 169, «Об изменении имен», 19—20, 125, 128ff., «О снах», II, 189,
«О том, что каждый добродетельный свободен», 43—44, «Худшее раз-
рушает лучшее», 39—40, 161f., «О потомстве и изгнании Каина»,
43—44. В связи с проблемой деификации ср. также Пс. 86:1, 6 и
Як. 10:34—36.) Очевидно, что в ряде аспектов кумранское учение о Мелхисе-
деке сопоставимо с доктриной Филона Александрийского о Выска-
занном Логосе— Λόγος’β προφορικός238. (Ср. также концепцию
«Слова» (ό λόγος) Божьего в Премудростях Соломона 18:15—16
(ср. 16:12) и раввинисгическое учение о מימרא Мётга’ («Слово»);
ср. также 1QS 11:11 и Ин. 1:3(!); IQS 11:3—4, 5—6, 1QH 1:22, 4:27—
28 и Як. 5:19—20, 8:38.) В этой связи уместно упомянуть, что со-
гласно 1 Ен. 90:38, лцдер сообщества «животных» (sc. праведников
всех народов) — «Баран» «с огромным рогом» (ex hypothesi Учи-
тель праведности; см. выше, гл. II, 1, § 1, VI) будет «преображен» в
Конце дней и «станет Словом» (ЧС (= евр. דבר, греч. λόγος?)239).
(Относительно возможных параллелей между «ессейским учением о
божественном» и соответствующими воззрениями эллинистических
философов (в частности, пифагорейцев и стоиков) см., например:
Ипполит, Опровержение всех ересей, IX, 27; Иосиф, Древности, XV,
371; Филон, О том, что каждый добродетельный свободен, 80, 82;
idem, О созерцательной жизни, 2.) В связи с рядом очевидных аналогий между кумранской кон-
цепцией «Мелхиседека» и учением Филона (его евр. имя — Иуда) о
Λόγος προφορικός обращает на себя внимание сообщение Якуба а ль-
Киркисани в «Книге огней и сторожевых башен» о пребывании в
секте «пещерных людей» (= кумраниты; см. выше, гл. I, II и гл. II, 1, 238 В качестве возможных кумранских параллелей к доктрине Филона о Λόγος
ένδιάθετος (т. е. Разуме (Νους) Бога, содержащем, в частности, мироздание in idea)
можно указать, например, на тексты 1QH4:18, 5:27, 11:7—8, 12:15, 13:11, 14:27,
CD 2:7—8 и 2:3—4 (последний текст содержит явные элементы апофатической теоло¬
гии; в этой связи см. также 4Q416,418, fr. 4,12). Ср. также Ин. 5:19—20, 8:38, 1:18. 239 По поводу перевода слова 17 С (nagar) см.: A. Dillmann, Lexicon Linguae
Aethiopicae, Lipsiae 1865, col. 690—691: cermo, lingua, dialectus, locutio, verba, verbum; id
de quo sermo est, res. См.также: Caquot, Messianisme..., p.236. Ср., однако: Charles,
Enoch, pp. 258f. 276