История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
«Суд Бо[жий]» над нечестивцами (2:10—14). Напомним, что со-
гласно тексту Дамасского документа (СО) 14:19, функцию «иасуп-
ления грехов» в Конце дней (т. е. в са. 97/96 гг. до н. э.) должен был
осуществить жреческий и светский Мессия (ехкуроЛея Учитель
праведности гебгоуш), а учинить над нечестивцами «Суд Бога»,
согласно тексту Комментария на Аввакума (10рНаЬ)5:3—6 (ср.
10:2—13; 13:3—4),— «Избранник» Бога (ехИурогИея также Учи-
тель гебтуив). В свете этих параллелей можно предположить, что в
период между са. 137/136 и 97/96 гг. до н. э.231 кумраниты отожде-
ствили Учителя праведности в его небесной ипостаси с Мелхиседе-
ком (а исторического Учителя, следовательно, стали рассматри-
вать, вероятно, как воплощенного Мелхиседека232). (Ср. раннехри-
стианекий гностический трактат «Мелхиседек», где Иисус Христос
(исторический и гебмуш; ср. 16:6—8, 25:2—8 (!)) идентифицируется
с Мелхиседеком; ср. также манихейскую доктрину о небесном «двой-
нике» Мани.) Если наше предположение верно, то «тремя именами»
антипода Мелхиреши (4(}‘Атгать 3:2) могли бы быть: МаМ-вебея
(«Царь праведности», «Праведный царь»), КбЬёп-вебея («Правед-
ный священник», «Священник праведности»; ср. В. Т. Сукка, 52Ь
(Мюнхенская рукопись и ряд более поздних манускриптов); 4<28Ыг
БЬаЬЬь 11:3 («...[Мелхи]седек, Священник (כיהן) в общин[е Бо-
га...]»)) и Мдгек-ле&ед («Учитель праведности», «Праведный учи-
тель»)233 . (Ср.трактат «Мелхиседек» 15:8—12, 16:12—15; налом-
ним, что в мистике Меркавы Енох фигурирует также под тремя
именами: земным (Енох) и небесными (Метатрон и Яхоэл [Иоэл]).) Особое внимание обращает на себя тот факт, что Мелхиседек
рассматривается в 11<ЗМе1с11в качестве «Бога»234 (2:10) אלוהים,
25(?)),13 ,2:11) אל); ЫВ: оба термина употреблены без определенно-
го члена (ср.: Филон, О снах, V, 102—104 и Ин. 1:1(!); см. также вы-
ше гл. III, 6, § 5, I)); иными словами, здесь он выступает как 231 Ж. Т. Милик полагает, что Мидраш Мелхиседека был создан при жизни Учи¬
теля, до 120 г. до н. э. (см.: Milkl-sedeq..., р. 126). Э. Пёш полагает, что этот документ
был создан во второй половине II в. до н. э. (См.: Notes sur le manuscrit de
1 IQ Melkisideq, RQ 48 (1987), pp. 507—510.) 232 Cp.: Wacholder, Dawn..., p. 139; ср.также: Milik, Milki-$edeq..., p. 126; Puech,
1 IQ Melkis£deq..., pp. 509—513. Ряд исследователей, начиная с А. С. Ван дер Воуде,
отождествляют Мелхиседека с архангелом Михаилом. (См., например: Woude, Melch-
isedek..., S. 372; Fitzmyer, Melchizedek..., p. 32; Puech, 1 IQ Melkis£deq..., p. 511.) 233 По мнению P. Эйзенмана и M. Уайза, этими тремя именами являются: Михаил
(имеется в виду архангел), Князь Света и Мелхиседек (Jesus..., SS. 158,160,162). 234 Об этом см.также: Woude, Melchizedek..., SS. 367ff.; Fitzmyer, Melchizedek. ..
pp. 32,37; Kobelskx, Melchizedek..., p. 16; Milik, Milk!· sedeq..., p. 139. 274