История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ходящего Христа»224, Первосвященника небесного Храма и истин-
ного Посредника между Богом и людьми. «Благодаря этому по-
средничеству», полагали представители данной секты, «возможно
обрести прощение Бога, ибо Мелхиседек является Правителем пра-
ведности (αρχών δικαιοσύνης), и что именно поэтому он был поме-
щен на небо как некое существо духовное и сын Бога (πνευματικός
τις και υίός ΘεοΟ)”. (Cp. 4Q416, 418, fr. 9, col. 1, где «Единственный»
«Праведник» (exhypothesi Учитель праведности), дух которого
пребывает на небесах (стк. 3, 5—6), назван «Праведным правителем
(властителем)» (מושל צדיק; стк. 13).) В тексте «Панариона», LV, 9
Епифаний, полемизируя с воззрениями мелхиседекиан относитель-
но личности Мелхиседека, замечает, что в Ин. 1:1 не говорится ведь
«В начале был Мелхиседек» (έν άρχη ήν о Μελχισεδέκ), так же, как не
говорится «Мелхиседек был Бог» (θεός ήν ό Μελχισεδέκ); из этого,
как кажется, явствует, что данные сектанты отождествляли Мелхи-
седека со Словом (Логосом; ό λόγος в Ин. 1:1) и даже Богом (θεός в
Ин. 1:1). (Cp. llQMelch(!); см. ниже, гл. III, 6, §5, II.) В «Пана-
рионе», LV, 7, 1 Епифаний пишет: «Иудеи повторяют, что он (sc.
Мелхиседек. — И. Т.) был праведным, благим и священником Бога
Всевышнего, как об этом говорится в Писании, но так как, говорят
они, он был сыном блудницы (διά δε τό υιόν αύτόν είναι πόρνης, φασί),
то мать его не упоминается, а отец его неизвестен»225 . (Ср. Евр. 7:3226.
Ср. также 1QH 9:35 (Гимн № 14), где Учитель говорит: «...отец мой
не признал (или: "не знал". — И. Г.) меня, и мать моя оставила меня
на Тебя...»; см. также 4QTest, 14—16 (!).) Наконец, отметим, что в тексте В. Т. Сукка, 52Ь Мелхиседек
фигурирует в числе четырех мессианских фигур (наряду с Мессией,
сыном Давида, Мессией, сыном Иосифа и Илией). (В ряде рукопи¬ 224 Египетский монах Марк Пустынник в сочинении «Против мелхиседекиан»
также пишет, что представители секты мелхиседекиан ставили Мелхиседека выше
Иисуса, поскольку Мелхиседек не имел ни отца, ни матери, тогда как Иисус был толь¬
ко без отца. Мелхиседек является Сыном Бога, ибо он назван «Царь мира, Царь пра¬
ведности». (Цит. по: Friedlaender, Secte..., р. 5.) 225 Секта мелхиседекиан просуществовала вплоть до средних веков. 226 Ср. сообщения о происхождении Иисуса в книге римского фипософа-эклектнкп
Цельса «Правдивое слово» (ок. 177—178 гг. и. э.), цитаты из которой сохранились в
сочинении Оригена «Против Цельса» (см. I, 28, 32, 37, 39), а также в отрывках из Тал¬
муда, где галилейский Учитель фигурирует под именем Бен Стада (БенПандира;
см. е. g. В. Т. Шаббат, 104Ь (барайта)). (См.: Я. L. Strack, Jesus, die H&retiker und die
Christen nach den <esten jOdischen Angaben: Texte, Ubersetzung und Eri&uterungen, Leip¬
zig 1910; А. Б. Рановыч, Первоисточники по истории раннего христианства; античные
критики христианства, Москва 1990, сс. 209—214, 263—331; Я. С. Свенцицкая, Раннее
христианство: страницы истории, Москва 1987, сс. 6If. 272