История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
καταχρήσει), т. е. Логос Божий, обозначает без такового, просто как
θεός. На наш взгляд, не исключена возможность того, что данная
идея Филона оказала влияние на знаменитое начало Евангелия по
(от) Иоанну(а): ,Εν άρχρ ήν ό λόγος (= Христос до воплощения. —
Я. Τ'.), και ό λόγος ήν πρός τον θεόν (= Бог-Отец. — Я. Γ.), και Θεόςχ\\
όλόγοφΧΊ («В начале было Слово (Логос), и Слово было с Богом, и
Слово было Бог»)т. Заметим также, что в свете идеи Филона о
воплощении Логоса в Мелхиседеке можно попытаться истолковать
приписываемую в Ян. 8:56—58 Иисусу-«Слову» загадочную фразу
относительно того, что он «есть» «прежде нежели был Авраам», и
что он виделся с Авраамом, и последний «возрадовался» этому.
Возможно, в данном тексте скрыт намек на то, что «Слово», прежде
чем «стать» Иисусом, воплощалось в Мелхиседека. (Ср. Быт. 14:18—
20 и Евр. 7:1—11 (!)). В этой связи укажем также на предположение
Д. Р. Швартца, который, сопоставляя текст Лк. 1:76—79 (часть т. н.
Благословения) и Мидраш Мелхиседека (11(3 Ме1сЬ), приходит к
выводу, что Иоанн Креститель изображается в данном пассаже из
Луки как предтеча Мелхиседека* 218 219. Сопоставлению Иисуса и Мелхиседека посвящена значительная
часть новозаветного Послания к евреям. Как замечает И. Д. Амусин,
«основная мысль автора (этого Послания. — Я. Г.) сводится к то¬
му — и это объявляется сутью и ״началом учения Христова״ (τον
τής αρχής Χρίστου λόγον. — VI, 1), — что выполнение миссии, пред¬
назначенной Иисусу, было связано с его воплощением в Мелхисе- 2,7 Об иных объяснениях отсутствия определенного члена при слове θεός
(=ό λόγος) в Ин. 1:1, см., например: R. Е. Brown, The Gospel according to John, New
York 1966 (The Anchor Bible), vol. I, pp. 5, 23—25. Ср.: Ориген, Комментарии на Иоанна, II, Iff. 218 В связи с вопросом о возможном влиянии идей Филона Александрийского на
автора Евангелия по Иоанну обращают на себя внимание, кроме прочего, и тексты
Ин. 5:19—20, 8:38, где Иисус говорит: «...Сын ничего не может творить сам от себя,
если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит так же. Ибо Отец
любит Сына и показывает ему все, что творит Сам; и покажет ему дела больше сих..
Я говорю то, что видел у Отца моего...» В свете филоновской концепции Логоса дан
ные пассажи могут быть интерпретированы следующим образом. Иисус— Высказан
ный Логос («Слово») видит в Разуме — Внутреннем Логосе Верховного Отца твори
мые Им идеи (греч. слово ιδέα («внешний вид», «внешность», «наружность»; «види
мостъ»; «вид», «род», «класс»; «идея», «идеальное начало», «основание», «принцип»)
восходит к глаголу εΐδω («видеть», «созерцать», «смотреть»)), которые будут реали ш
ваны в мироздании и, в частности, «воплощены» на земле. 2,9 On Quirinus, John the Baptist, the Benedictus, Melchizedek, Qumran and Eph< RQ 49—52 (1988), pp. 635—646. 270