История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
из библейских цитат мессианского характера, но без комментариев
к ним47. К антологиям примыкают тексты апокалиптического содер¬
жания: Книга тайн (^Муй, 4<ЗМу81а־с), предсказывающая победу сил
Света над силами Тьмы в Конце дней; Описание (или Видёние) Ново¬
го Иерусалима (К^Ж аг, 2<ЗЖ аг, 4<2Л4 ага־ь, 5()Ж аг, 11<ЗЛ4 аг);
Мессианский апокалипсис (или Мессия небес и земли (4<}521)); Ре¬
чения архангела Михаила (4(^529); Наступление эпохи Света
(4(}462); Слуги Тьмы (40471); Древо нечестия (40458) и ряд других
произведший. В кумранской библиотеке хранились также гороскопы, со¬
ставленные для членов конгрегации (40186, 40561). Сектантами
был составлен и гороскоп Мессии — 40Ме$$ аг48. Особое место среди кумранских находок занимает т. и. Медный
свиток (3015)— три склепанные полосы тонкой меди (0,75 мм), на
которых выгравирован список сокровищ49, зарытых в землю в раз¬
ных местностях Палестины. По некоторым подсчетам вес укрытого
золота и серебра достигал от 138 до 200 тонн. Вопрос о реальности
сокровищ, их принадлежности и точном местонахождении остается
открытым. Попытки двух археологических экспедиций (1959—
1960 гг.) обнаружить некоторые из кладов не увенчались успехом. wr» о ·*׳'1 ״Vjwa» чнуата trnu p jity гп»**ги* V ״**״■ f mh'-гггъ ц»ии jil^jnvW ·ажЬа vir^ !V..* V щл+* mif ** 47 Cp. также 4Q239. 48 Некоторые исследователи полагают, что текст 4QMess аг является частью апок¬
рифа «Рождение Ноя» («Книги Ноя»). См. е. g.: Eisenman, Wise, Jesus..., SS. 39—43, 56.
См. также: /. A. Fitzmyer, The Aramaic ,’Elect of God" Text from Qumran Cave IV,
CBQ 27 (1965), pp. 348—372; P. Grelot, Henoch et ses ecritures, RB 82(1975), pp. 481—
500; Garcia Martinez, Apocaliptic..., pp, 2—44; J. C. VanderKam, The Birth of Noah, QM 6
(1992), pp. 213f., n. 1. Cp., однако: Wacholder, Dawn..., p.243, n. 54; cp. также:
A. Caquoty 4QMess Ar 1 i 8—11, RQ 57—58 (1991), pp. 145—155. 49 Ряд исследователей рассматривают Медный свиток не как инвентарную опись
реальных сокровищ, а как плод воображения его создателей, отражение легенды об
укрытых от завоевателей сокровищах Первого (Соломонова) или Второго Храмов. 27