История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
полицией; ср. Ис. 7:14 (Септуагинта): «Се, дева (ή παρθένος) во чреве
приимет, и родит сына, и нарекут ему имя: Еммануил» (Матф. 1:23:
«...что значит: с нами Бог»).) Филон Александрийский в своем сочинении «Аллегорическое
истолкование», III, 26, комментируя Быт. 14:18, рассматривает
Мелхиседека как воплощенный Логос. В этой связи заметим, что в
концепции Филона Логос (точнее, Λόγος προφορικός, т. е. Бог по
Его откровению и действенности во вне (κατά τό λέγεσθαι), Deus
in concreto) фигурирует как «Первородный Сын Бога» (πρωτόγονος
υιός τοΟ θεού), «Человек Бога», «Соправитель Бога» (ϋπαρχος τού
θεού), «Пастырь мира» (ποιμήν τού κόσμου), «Орудие» (όργανον) Б0-
жие, «Кормчий» (κυβερνήτης, πηδαλιούχος), «Первосвященник мира»
(άρχιερεΰς τού κόσμου), «второй Бог» (δεύτερος θεός) и даже как «Бог»
(θεός). (См., например: О творении, I, 16; Аллегорическое истолко-
ванне, I, 132, 248, 274, 300; О неизменности Бога, II, 402; Осгранство-
вании Авраама, III, 410—412, 436; О снах, V, 182—184; О смешении
языков, III, 342, 374—376; Об изменении имен, IV, 310; О пьянстве,
III, 172; О наслаждении, III, 20.) «Воплощаясь» в «истинного челове-
ка», Логос становится «некоторою среднею божественною приро-
дою, высшею, чем человеческая, и низшею, чем божественная, бу-
дучи ни рожден как человек, ни нерожден как Бог, но являясь сере-
диною, касающеюся обеих их природ и соединяющею их в себе»,
«началом и источником мудрости (αρχή και πηγή της σοφίας;
ср. концепцию ”Мудрости” (’,Премудростиחכמות) חכמה) (״), σοφία) в
Притчах и Премудростях Соломоновых216. — И. Т.) и доброй дея-
тельности», «истинным Первосвященником Бога», «ходатаем» (πα-
ράκλητος) и «Посредником» (μεσίτης), молящимся перед Отцом сво-
им за страждущий род человеческий, «искупителем» и «спасителем»
(σωτηρ) человечества, благодаря связи с которым дух единственно и
удостаивается трансцендентного существования. (См.: Аллегори-
ческое истолкование, I, 136—138, 150, 172, 190, 206, 272; Осмеше-
нии языков, III, 380—382; О странствовании Авраама, III, 444, 448;
О жизни Моисея, 672; О снах, V, 16.) В связи с обозначением Лого-
са как θεός («Бог») обращает на себя внимание текст трактата
«О снах», V, 102—104, где Филон, комментируя Быт. 3:3, замечает,
что «Священное Писание (зд. имеется в виду Септуагинта. —
И. Г.)... истинного Бога (άληθεία (θεός); .ус. ”Верховного Отца”,
”Сущего”. — И. Т.) обозначает с помощью (определенного) члена
(διά τού άρθρου)» — ό θεός, «а Бога в иносказательном смысле» (εν 269 2,6 Ср. также 1 lQPsa Sirach, Сир. 51:13ff., 1 lQPsa, col. 18 (Псалом 154).