История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
го еврейского списка, восходящего к ессейско-кумранскому ориги-
налу213) рассказывается о чудесном рождении Мелхиседека. Еще до
Потопа он был непорочно зачат от Бога Софонимой, женой Нира,
Ноева брата. (Ср.: Филон, О херувимах, 43—44 (!); ср. также
lQGen Арос 2:1.) По рождении Мелхиседека Господь сообщает
Ниру в ночном видении, что чудо-мальчик будет вскоре взят ар-
хангелом Михаилом на небеса, а после Потопа будет «явлен» миру
и «станет главой священников (т. е. первосвященником. — И. Т.) в
народе» Божием «вовек» и «будет превращен» Им «в великий род,
который благословляет» Его (по-видимому, имеются в виду перво-
священники садокидской линии); т. е., иными словами, автор как
бы хочет сказать, что Мелхиседек (точнее, его дух) будет вопло-
щаться во всех послепотопных первосвященниках, включая Перво-
священника Конца дней214. (Об иудейской концепции перевопло-
щения душ праведников см. е. g.: Иосиф, Война, II, 163, III, 374;
idem, Древности, XVIII, 14; idem, Против Апиона, II, 218; ср. также
Премудр. Сол. 8:19—20 и 15:8 (где речь идет о предсуществовании
человеческого духа), Завещание Моисея 1:14, Дан. 7:13—14 (ср.
Мих. 5:1, где говорится, что «происхождение» будущего идеального
Правителя Израиля «издревле (מקדם), от дней вечности (מימי עולם)».)
В связи с доктриной о непорочном зачатии Мелхиседека упомянем,
что в Завещании Иосифа 19:8 говорится о рождении жреческого
Мессии (см. 19:11; см. также армянскую версию) из колена Левия
(= «Агнец» — ex hypothesi Учитель праведности; см. выше, гл. И, 1,
§ 1, VI) от «девственницы» (7rap08vo<;)215. (Onus probandi лежит на
тех, кто считает фразу о «девственнице» хрисгологической интер¬ 2.3 См.: Мещерский, Следы..., сс. 130—147; idem, К истории текста славянской кни¬
ги Еноха (Следы памятников Кумрана в византийской и старославянской литературе)
ВВ 24(1964), сс. 91—108; idem, К вопросу об источниках славянской книги Еноха,
КСИНА 86 (1965), сс. 72—78; idem, Апокрифы в древней славяно-русской письменнос¬
ти (ветхозаветные апокрифы) [в:] Методические рекомендации по описанию славяно¬
русских рукописей для Сводного каталога русских рукописей, хранящихся в СССР,
вып. 2, ч. I, Москва, 1976, сс. 181—210; idem, Les Apocryphes de PAncien Testament dans
la litterature slave ancienne, ВЁК 2(1989), pp. 47—64; A. Kahana, Hassefarim ha-hi§onim,
Tel-Aviv 1959, vol. I, pp. 103f. (иврит). См. также: Амусин, Тексты..., сс. 296f.; М. Del-
cor, Melchizedek from Genesis to the Qumran Texts and the Epistle to the Hebrews, JSJ 2
(1971), pp. 127—130; B. A. Pearsony Nag Hammadi Codices IX and X, Leiden 1981, p. 30. 2.4 Cp.: Pearson, Nag Hammadi..., p. 30. 21S Поскольку наряду с «Агнцем» — жреческим Мессией в Зав. Иосифа 19:11 упо¬
мянут также «Лев» — светский Мессия из колена Иуды (ср. Быт. 49:9—10), указание
на происхождение девственницы» из колена Иуды, присутствующее в двух греческих
и славянской версиях (но отсутствующее в армянской), следует считать позднейшим
христианским добавлением. 268