История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
§ 5. Мелхиседек в рукописях Мертвого моря I О Мелхиседеке (букв, «мой царь — праведность», «царь пра¬
ведности», «праведный царь») идет речь в кумранских текстах Мид-
раш Мелхиседека (1КЗМе1сЬ), Песни субботнего всесожжения
(4<3401 (4(28Ыг БЬаЬЬ15)) и Завещание Амрама (4<3‘Атгать (?)).
Прежде чем перейти к рассмотрению соответствующих фрагментов
из данных произведений, хотелось бы кратко остановиться на тех
сведениях о Мелхиседеке, которые содержатся в Библии, еврейских
сочинениях эпохи эллинизма и римского господства в Иудее и ран¬
нехристианской литературе. В Быт. 14:18—20 рассказывается о том,
как Аврам (Авраам), участвовавший в разгроме коалиции царей,
возглавлявшейся Кедорлаомером, «царем Еламским», был встречен
Мелхиседеком, царем Салима (Иерусалима) и священником Бога
Всевышнего (т. е. личностью, объединявшей функции светского и
жреческого помазанников), который вынес ему хлеб и вино и бла¬
гословил его и Бога Всевышнего; Аврам же, в свою очередь, отдал
Мелхиседеку «десятую часть из всего» (лг. из трофеев). (Ср. Арос 22:14—17; Иосиф, Древности, I, 180—181.) Иосиф Флавий в
«Иудейской войне» (VI, 438) замечает, что Мелхиседек был «пра¬
ведным царем» (βασιλεύς δίκαιος), и «в силу этого он первый стал
священником Бога, первый построил святилище, назвал город,
прежде именовавшийся Салимом, Иерусалимом». В интронизаци-
онном оракуле, вероятно, сочиненном для Давида пророком Ната¬
ном211 и зафиксированном в Пс. 110, имя царя Салима упоминается
в следующем контексте: «Поклялся Господь и не раскается, ты (т. е.
Давид (?) — И. Т.) священник вовек по чину Мелхиседека» (стих 4). В 23-й главе Уваровского списка славянского Еноха212 (крат¬
кая редакция т. н. 2 (Славянского) Еноха (Секреты Еноха), являю¬
щаяся, по-видимому, переводом недошедшего до нас средневеково- * *2.1 См., например: A. Bentzen, Zur Geschichte der $adokiden, ZAW 10 (51) (1933),
H. 2, SS. 173—176; J. W. Bowker, Psalm CX, УТ 17 (1967), pp! 31—41. Cp.:Eissfeldt, Ein-
leitung..., SS. 138—139, 279, 993. Ряд исследователей полагают, что Пс. 110 был напи¬
сан для Хасмонея Симона. См., например: Charles, Pseudepigrapha..., vol. II, р. 61. 2.2 См.: М. И. Соколову Славянская книга Еноха Праведного: Тексты, латинский
перевод и исследования. Москва, 1910 (в частности, сс. 127—130); A. Vaillant, Le livre
de secrets d’Henoch: Texte slave et traduction fran9aise, Paris 1952, pp. 74—84 (Ува-
ровский список). См. также: La Bible. £crits intertestamentaires. Livre des secrets d’He¬
noch. Par A. Vaillant et M. Philonenko, Paris 1987,pp. 1218—1223. 267