История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
укажем на текст «Панариона», XXX, 16, 3, где Епифаний сообщает,
что, по мнению членов иудеохристианской секты эбионитов, Иисус
«был порожден от семени человеческого и избран, и, таким обра¬
зом, назван Сыном Бога по избранию», после того как на него
нисшел Дух Божий (ср. 4QMess аг 1:10 (!)) во время крещения в
Иордане. (Ср. также: Панарион, XXVIII, 1, 5; XXX, 3, 6; Ипполит,
Опровержение всех ересей, VIII, 34, 1; Евсевий, Церковная история,
III, 27; Иероним, Комментарий на Ис. 11:2; Пистис София, 129;
см. также выше, гл. III, 4, III). В тот же момент он стал также и
Мессией. (Ср.: Панарион, XXVIII, 1, 5 и XXX, 3, 6, где «Святой
Дух» отождествляется с «Христом»207). (Ср. также Рим. 1:3—4, Де-
ян. 2:36). II Продолжая параллели между кумранскими и раннехристиан-
скими текстами, укажем также на рукопись 4(^246 = 40р5Оап<1
(Псевдо-Даниил) — т. н. Текст Сына Божьего, ряд фраз из которо-
го почти дословно совпадает со знаменитым благовещением ар-
хангела Гавриила Деве Марии относительно того, кем будет ее сын
Иисус (Лк. 1:32—33, 35: «Он будет велик и наречется Сыном Все-
вышнего; и даст ему Господь Бог престол Давида, отца его. И он
будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству его не бу-
дет конца... Рождаемое (тобой) Святое наречется Сыном Божиим»;
ср. также апокрифическое Протоевангелие Иакова, XI). В тексте
4(^246 Псевдо-Даниил пророчествует о Мессии следующее «...[Он]
будет велик на земле, ...и все будут служить [ему. Он будет назван
Сыном Ве]ликого [Бога], и Его именем он будет наречен (ובשמה יתמה
(или: ״и Его именем он наречет себя״); т. е. он будет наречен (или
наречет себя) "Богом״ (!). — И. Т.). Он будет называться Сыном Бо-
га (ברה לי אל), и они назовут его Сыном Всевышнего (בר עליון)... его
Царство будет Вечным Царством, и он будет праведен во всех сво-
их путях. Он будет су[дить] землю праведностью, и все будут тво-
рить мир. Меч исчезнет с (лица) земли и все страны ему (з׳с. Сыну
Бога. — И. Т.) поклонятся. С помощью Великого Бога он проведет
войну, и Он отдаст все народы в его руку; всех их Он бросит перед
ним. Его (ус. Сына Бога. — И. Т.) правление (или: ״господство״. — 207 Ср. 4QMess аг 1:10, где «Избранник Бога» — Мессия отождествляется с Духом
Божиим. 265