История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ли”. — И. Т.). Они скажут много слов против него; и будет много
[лж]и. Они будут сочинять истории о нем и скажут много позорных
вещей о нем. Он перевернет (·рЭ1Г) свое злое поколение и будет
[великая ярость]. Когда он появится, будет ложь и насилие, и народ
будет блуждать [в] его дни, и будет смущен...» (&. 9, I, 2—7;
ср. греческое Завещание Левия, 18). Те, кто не примут участия в его
распятии, «возрадуются в Вечном Свете» и не попадут в число тех,
кто ненавидим Богом (ίϊ. 24,1—II, 4—6). В связи с приведенными текстами обращает на себя внимание
фрагмент Премудростей Соломона 2:12—20, где говорится о «Пра¬
веднике» (о δίκαιος), «укорявшем» нечестивцев «в грехах против За¬
кона», «удалившемся от путей» их, провозгласившем себя «Сыном
Бога» (υιός θεού (2: 18); см. также 2:16: «...он тщеславно заявляет,
что его Отец— Бог» (ср. 1(}Н 9:30—35 !))203 , «испытанном» «оскорб¬
лением и мучением» и «осужденном» «на позорную смерть (θανάτφ
άσχήμονι; т. е. на распятие(?)— И. Г.)». (Судя по тексту 2:21—3:9,
дух «Праведника» был восхищен на небеса (ср. 5:15—16).) В свете
того, что нам известно о кумранском Учителе можно предполо¬
жить, что именно он подразумевается в Премудростях (созданных,
скорее всего, в последней трети II в. до н. э.204) под наименованием
«Праведник»205 . Если верно наше предположение о том, что Учитель правед¬
ности провозгласил себя Сыном Божиим, то это позволяет, как ка¬
жется, выявить одну из причин его осуждения на смерть именно через
распятие. Так, согласно упоминавшимся уже текстам Ин. 18:31—32,
19:6—7, 15—16, у иудеев был «закон» (νόμος), по которому Иисус
должен был быть распят, «потому что он сделал себя Сыном Божи¬
им»206 (ср. Мк. 14:61—64, Гал. 3:13 (!); ср. также ΙΚ^Τ 64:6—13,
4(3ϋβ, ίί. 9, 2:11—15; см. также выше, гл. II, 2, § 2, I). Не исключена
возможность, что и кумранский Учитель мог быть обвинен в том
же богохульстве и приговорен по данному «закону» к аналогичной
смертной казни. В качестве параллели к кумранскому представлению об Учи¬
теле праведности-Избраннике как духовном Сыне небесного Отца, 203 Ср .:Премудр. Сол. 5:1—5. 204 Ср.: Charles, Pseudepigrapha..., vol. II, рр. 520f. 205 Еще до опубликования текстов 4QAhA = 4QTestLevid, 4QMessar и 4Q246
М. Филоненко усматривал в Премудр. Сол. 2:12—20 намек на Учителя праведности
См.: Le Maitre de Justice et la sagesse de Salomon, ThZ 14 (1958), pp. 81—88. 206 Подробнее о данной интерпретации Ин. 18:31—32, 19:6—7, 15—16 см.: Betz.
Temple Scroll..., QCh 1(1990),pp. 21—24; idem, Temple Scroll..., QM 2(1993), pp. 101—104. 264