История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
на 9:2—5, где говорится, что «Всевышний пошлет Свое спасение че-
рез посещение Единородного пророка (μονογενούς προφήτου; ν. 1. μονο-
γένους υιου αύτοϋ (״,Своего единородного Сына”); τ. е. Учителя пра-
ведности (?) (ср. 10рНаЬ 8:1—3). — И. Г.)... и он будет поднят на
дерево (т. е. распят. — И. Г.)... и он взойдет из Гадеса (= евр. Ше-
ол. — И. Г.)... на небеса (ср. К^Н 3:19—23 (!) — И. Г.)... унижен он
будет на земле (ср. Ис. 52:13—53:12.— И. Г.)... и славен на небе-
сах».) Особое внимание хотелось бы обратить на текст Зав. Ле-
вия 18:6—8, где «предвещается» о том, что на Нового Священника
(ех \1ypothesi Учителя праведности) «снизойдет» из небесного «Хра-
ма Славы освящение вместе с гласом Отца (μετά φωνής πατρικής), как
от Авраама к Исааку, и Слава Всевышнего будет провозглашена
над ним, и Дух разумения и освящения почиет на нем... ибо он пе-
редаст величие Господа Его сынам202 во Истине навеки». Отметим
также текст Зав. Левин 4:2, в котором «предсказывается», что жре-
ческий Мессия, «отделившись от нечестия», «станет Ему (т. е. Бо-
гу. — И. Т.) Сыном». (Ср. пассаж Зав. Левия 4:4, где говорится о бу-
дущем «Посещении» Господом язычников «в милосердии Своего
Сына», и армянскую версию (а) Зав. Левия 4:5, где распятый жре-
ческий Мессия назван «Сыном Божиим»; ср. также Сир. 23:1, 51:10
(сир.).) Заметим также, что основные вехи «биографии» Избранника
Бога, «зафиксированные» в Мессианском арамейском тексте, в це-
лом совпадают с характеристиками, данными жреческому Мессии
(отождествляемому нами с кумранским Учителем праведности) в
арамейском варианте Завещания Левия (созданном, по-видимому,
после гибели Учителя; см. выше, гл. II, 2, § 2). Так, из 4С?А11А =
4рТе51ЬеУ1д, &6—1 ,7 .־ мы узнаем, что жреческий Мессия «откроет
глубин[ную тай]ну, которая не будет ему понятна» до того времени,
«пока (не) откроются] (ему) Книги мудро[сти] ([ספרי חכמ[תא)» (ве-
роятно, тождественные с «тремя Книгами» 4(}Ме55 аг 1:5). Он будет
получать видения (ГШ[П]; ίϊ. 2 + (?) 1, II, 9). «Его мудрость [будет ве-
лика]. И он искупит всех сынов своего поколения. Он будет послан
ко всем сынам своего [поколения]. Его слово будет как слово Небес
и его Учение будет в соответствии с Волей Бога. Его вечное солнце
(שמש עלמה) будет (ярко) гореть. Огонь будет разожжен во всех
уголках земли; и над тьмой он будет (ярко) гореть. Тогда тьма ис-
чезнет [с] земли, и глубокая тьма — из пустыни (букв, ”сухой зем¬ 263 202 Ср. е. g. Втор. 14:1—2; М. Авот, III, 19.