История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
§ 4 . «Сын Божий» в рукописях Мертвого моря I Еще одним кумранским сочинением, в котором упоминается
«Избранник Бога» является т. н. Мессианский арамейский текст
(4(2Ме55 аг), созданный в форме гороскопа Мессии197. Во фрагмен-
тах первых трех сохранившихся строк данного произведения со-
держится описание физиологических особенностей новорожденно-
го «Избранника»־Мессии (вплоть до формы и расположения ма-
ленысих родимых пятен и цвета волос («рыжие»198; ср. 1 Сам. 16:12,
17:42, где сказано, что волосы юного Давида были рыжие). Далее в
тексте говорится, что «в юности он будет...[как чело]век, чуждый
знанию [до] времени, когда он познает три Книги (ех курогкеяг кум-
райскую Тору, Тору Моисея и Книгу пророков (см. выше, гл. II, 1,
§ 2). — И. Т.). [Тог]да он приобретет мудрость и знание» и будет
получать видения (|ТГП; 1:4—6). «...И в старости с ним будет совет и
благоразумие; [он] познает секреты человека, и его мудрость сни-
зойдет на все народы; он будет знать тайны всех живущих
(רזי כול חייא). [В]се их злоумышления против него обратятся в нич-
то; а противодействие всех живущих будет велико. [Но] его
[за]мыслы [осуществятся], потому что он Избранник Бога
(בחיר אלהא), порождение Его (מולדה) и Дух Его Дыхания
(רוח נשמוהי)... его [за]мыслы—для вечности (1:7—II)...»199 Итак,
согласно данному произведению, «Избранник Бога» рассматривал-
ся кумранитами в качестве духовного Сына Всевышнего. (Ср.
4(2Ме58 аг 1:7, где упоминаются его земной отец (אבוהי) и его предки
(א[ב]התוהי).) С кем же отождествлялась сектантами эта фигура?
Нам представляется, что возможны следующие два ответа на дан-
ный вопрос. (1) Мессианский арамейский текст (ОМеББ аг) перво-
начально (вероятно, еще при жизни Учителя) создавался как горос-
коп будущего светского Мессии (ср. К^Ба 2:11—12, 4рИ0г 1:11 (о
кумранской концепции Мессии-Царя (Князя) как духовного Сына 197 См. е. g.: Starcky, Etapes..., рр. 502—504; Vermes, Scrolls..., pp. 268—270. 198 См. e. g.\ J. Carmignac, Les horoscopes de Qumran, RQ 18 (1965), pp. 21 Of., 216f.;
Vermes, Scrolls..., p. 270; Garcia Martinez, Apocalyptic..., pp. 4—6. Ср., однако: Fitzmyer,
״Elect of God״..., pp. 357, 359, 360f. 199 В данном пассаже, как кажется, можно усмотреть зачатки тринитаристской
концепции: Бог-Отец — Избранник-Мессия (Сын Божий—Сын человеческий) — Свя¬
той Дух Божий (тождественный с Избранником-Мессией (!)). 261