История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
нам кажется, с большой долей вероятности отождествить эту фигу¬
ру с кумранским Учителем. III Термин בחיר («Избранник») встречается также в крохотном
папирусном арамейском фрагменте 4() аг Р (4(^558) в следующем
контексте: ״...תמיניא לבחיר והא...״ («...восьмой — для Избранника, и
вот...»). По мнению Ж. Старки195, под «Избранником» в данном
пассаже может подразумеваться царь Давид, восьмой сын Иессея
(см. 1 Сам. 16:10—13). На наш взгляд, в свете только что приведен-
ных кумранских текстов об «Избраннике» Бога можно предполо-
жить, что и в 4(2 аг Р под наименованием בחיר имеется в виду Учи
тель праведности. Если это действительно так, то под порядковым
числительным תמיניא (м. р.) здесь может подразумеваться «восьмой»
юбилей (יובל; м. р.) после 519—516 гг. до н. э., (когда был восста-
новлен Храм и Иисус, сын Иоседеков, начал функционировать в
качестве первосвященника), начало которого, согласно Зав. Левин,
гл. 18, совпадает с началом деятельности (ок. 176 г. до н. э.) Нового
Священника — ехкуроМеяг кумранского Учителя (см. выше, гл. II,
1, § 1, VI)196. Отметим также, что в следующей строке фрагмента
4(} аг р сохранились такие слова:לכץ אשלח לאליה קד[ס]...״...” («...Я
попило вам (или: ”поэтому”.— И. Т.) Илию преж[де]...»). В свете
данного пассажа (являющегося арамейским парафразом Мал. 3:23
[4:5]; ср. Мал. 3:1, Сир. 48:10) можно предположить, что на опреде
ленном историческом этапе кумраниты стали отождествлять пред
шественника Учителя праведности — Мужа/Вразумляющего с воз-
вратившимся на землю Илией. (Ср. тексты Матф. 11:14, 17:10—13,
Мк. 9:11—13 (ср. Лк. 1:17 идр.), согласно которым Иисус (Мессия
Царь и пророк, подобный Моисею) отождествил Иоанна Крести
теля с Илией, хотя тот себя пророком-предтечей не считал (см.
Ин. 1:21; ср.: Иосиф, Древности, XVIII, 116—119).) 195 Ёtapes..., р. 498. 196 Ср.также: Мих. 5:4 и В. Т. Сукка, 52Ь, где говорится о восьми «вождях челом!
ческих»(נסיכי אדם). 260