История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
25:31—46, Ин. 5:22—24, 27, 30 и 1 Ен. 69:27 (!).) Отметим также, что
«Избранник» Бога выступает в качестве эсхатологического «Су-
дии» людей всех эпох и народов в эфиопском Енохе, разд. II (46:4—
8, 61:8—9, 62:1—2, 63:1—12, 69:27; ср. 41:9, 49:4, 55:4; ср. также За-
вещания Левин 18:2 и Иуды 11:1—5, 24:4—5; Ин. 5:22—30 (!)). Обозначение בחירי встречается в Комментарии на книгу Ав-
вакума еще один раз — в 10рНаЬ 9:9—12, где говорится о «Не[че]сти-
вом священнике» (I) (ех куроМеяг Ионафане (I) Маккавее (см. выше,
гл. И, 2, § 1)), «которого за вину (перед) Учителем праведности...
Бог предал в ру[ки вра]гов его, дабы поразить его ударом, для
уничтожения в горестях души за то, что он учинил нечестие над
Его Избранником (בחירי)». Даже некоторые из тех исследователей,
кто в других случаях интерпретируют בחירי как «Его избранники»,
полагают, что в данном тексте это обозначение следует рассматри-
вать как синоним Учителя праведности и переводить — «Его из-
бранник»193. В пользу такого понимания приведенного отрывка
свидетельствуют, как кажется, тексты 10рНаЬ 11:4—6, где сообща-
ется о том, что «Нечестивый священник преследовал Учителя пра-
ведности, чтобы поглотить его в пылу гнева своего, в доме его из-
гнания...» и 4<ЗрР837 4:8, где говорится, что «Нечестивый [свя]щен-
ник... сле[ди]л за [Учител]ем правед[ности (или: "Правед[ником]") и
искал], чтобы убить его...» Отметим также, что в Комментарии на
Михея (10рМ1), &. 8—10, 6—9 наименования «Учитель праведное-
ти» и בחירי («Его Избранник») фигурируют как синонимы. В пользу идентификации Учителя праведности с «Избран-
ником» Бога говорит, по нашему мнению, и текст Дамасского до-
кумента (СЭ) 20:13—17, где кумранский МбгеЬ обозначен как
שיפט— «Судия» (ср. 10рНаЬ 5:4(!); ср. также К^Н 18:14, где Учи-
тель интерпретирует тексты И с. 52:7 и 61:1 как имеющие отноше
ние лично к нему, и фрагменты Мидраша Мелхиседека
(11(2Ме1с11) 2:4, 6, 9—19, 24—25 и Мессианского апокалипсиса
(4(}521), й*. 2 и + 4, 1—12 (ср. йг. 7 + 5 и), согласно которым оба дан
ных пассажа из Исайи истолковывались в Кумране как относящие
ся к «Мессии» — Спасителю праведных и эсхатологическому Су
дие, который «отмстит» нечестивцам всех народов «Судом Бога»
(ср. Лк, 4:17—21, Матф. 11:5)). Нам представляется, что все сказанное выше является доста
точным основанием для отождествления «Избранника» Бога кум 193 См., например: Segert, Habakuk-Rolle..., S. 576; Fitzmyer, "Elect of God"
p.366, n. 21; Carmignac, Cothenet, Lign6e, Textes..., p. 120, n. 4; Старкова, Памяти
ки..., cc. 45; 68, пр. 36. 258