История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
43:10190 191, 49:7, А гг. 2:23, 1 Ен. 46:3^, 48:6—7, 62:7—8 (!)—Я. Г.)...
И Он утвердил его, чтобы строить Ему общину...» В пользу чтения ЬёЫгб свидетельствует, на наш взгляд, и
текст Комментария на книгу Аввакума (lQpHab)4:16—5:6: «...’,[Гос-
поди], для суда Ты поставил его (שמתו); Твердыня, для наказания
Ты предназначил его (יסדתו)...” (Лев. 1:12Ь). Истолкование этого
слова: ...(стк.4) в руку Своего Избранника (ביד בחירו) Бог
отдаст Суд над всеми чужеземными народами; а когда они подвер־
гнутся наказанию, будут (также) обвинены все нечестивцы Его на-
рода (ус. нечестивцы из иудеев. — И. Г.), которые соблюдали Его
заповеди только в бедственное для них время». В полустишии
Авв. 1:12Ь, служащем в приведенном отрывке в качестве своеобраз-
ной «леммы», объектом действия является «народ» «халдеев»-вави-
лонян, опустошительное нашествие которых на «грешную» Иудею
предсказывает пророк в последней четверти VII в. до н. э.192 Одна-
ко, в своем «истолковании» данного отрывка из сочинения Авва-
кума автор Комментария абстрагируется от реального содержания
текста пророка, а также отходит и от последовательно осуществля-
емой им в своем произведении установки «истолковывать» стихи
пророка, в которых говорится об агрессии вавилонян, как «относя-
щиеся» («на самом деле») к нашествию на страну полчищ современных
ему «китгаев» (под которыми в lQpHab подразумеваются, как было
показано выше, римляне). Для нашего Комментатора в вышепри-
веденном полустишии Авв. 1:12Ь «говорится» вовсе не о внешних
врагах иудеев, а об эсхатологическом Судне. Местоименные суффиксы
з־го л. ед. ч. м. р. в словах שמתו («Ты поставил его») и יסדתו («Ты
предназначил е г о») из комментируемой «леммы» дают основание
интерпретировать слово בחירו в lQpHab5:4 как «Его Из-
бр анник». Образ «Избранника» Бога—Судии, с которым мы встречаем-
ся в lQpHab 5:4—6, возник, по-видимому, под влиянием текста
Ис. 42:1: «Вот Раб Мой, которого Я поддерживаю, Избранник Мой
(בחירי), к которому благоволит Моя Душа; возложу Дух Мой на не-
го и он произведет над народами Суд (в lQIsA: "свой Суд".—
И. Т.)». (Ср. Матф. 12:18—21, где пассаж Ис. 42:1—4 рассматрива-
ется как относящийся к Иисусу; ср. также Ис. 11:4, Матф. 16:27, 190 «Вы (ус. евреи. — И. Т.)— Мои свидетели, речение Господа, а также Раб Мой
(ус. Мессия. — И. Т.), которого Я избрал (,ЛЧПЭ; ср. Матф. 12:18. — И. Т.)...» 191 «Это Сын человеческий (,,Избранник" Бога. — И. Т.), который обладает пра¬
ведностью... Господь духов избрал его...» 192 Ср.: Яш/е/Л, ЕМейш^..., Б. 570; Амусин, Тексты..., с. 141. 257