История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
И. Г.), которые перенесут время бедствия181 и спасутся от всех за-
падней Велиала, и затем насладятся все унас[ле]довавшие182 зем-
лю...» Во втором тексте мы читаем: «и...Благословенные Богом
унас]ледуют землю, а гтроклят[ые Им будут уничтожены” (Пс. 37:11).
Истолкование этого относится к общине бедных, для которых
предназначено наследие всего мира (183א[שר לה]ם 184 נחלת כיל ת[ב]ל)...
Они унаследуют высокую гору Изра[илеву и вместе с] Его Святым (ус.
Учителем праведности гес1муш (?); ср.Дан. 9:24, Мк. 1:24, 6:20, Лк. 4:34,
Деян. 3:14: 4:27, 30, 1 Ин. 2:20, Отк. 3:7, 6:10.— К Т.) они будут на-
слаждаться (ועם]185ק1ך0ז1 יתענגו]; ср.40рР837 2:ю.— и. г.)186. ”А
проклятые Им будут уничтожены"— это (жестокие) притесните-
ли... [и не]честивцы из Израиля, которые будут уничтожены и ис-
треблены навеки». Отметим также, что возможны и иные восста-
новления текста 11-й строки второй колонки Комментария на Пса-
лом 37-й187. Однако содержание Комментария, а также данные других
рукописей Мертвого моря не оставляют никаких сомнений в том, что
субъектом действий в рассматриваемом тексте 40рР837 4:10—12 яв-
ляются члены Кумранской общины (ср., например: 40рР837 2:1—5, 9—11, 13—16, 22—23, 2:26—3:6, 3:8—11, 4:19—21, 1<ЗрНаЬ5:3—6,
7:15—8:3, 10:3—11:2, 12:12—13:4, СО 1:7—8, 2:11—12, 3:18—4:4,
20:11—15, 19—20, 27—34). Следовательно, при интерпретации ело-
ва 4:12) בחירו) как «Его избранники» получается тавтология, ли-
шающая текст смысла. С другой стороны, трудно предположить
существование некоего движения, отличного от кумранско-ессей- 181 Так же понимает данную фразу И.Д. Амусин (Тексты..., сс. 258; 262, пр. 12;
ср.сс. 265—266, пр. 34). Ср.: Stegemann, Der Peser Psalm 37..., SS. 248, 258—259;
Strugnell, Notes en marge du volume Y..., pp. 212—213. 182 Чтение Дж. Страгнелла (Notes en marge du volume V..., p. 212). 183 Восстановление X. Штегеманна (Der PeSer Psalm 37..., SS. 252; 253, Anm. 87). 184 Восстановление Дж. Страгнелла; cp. 4QpPs37 3:1. А. ван дер Воуде и А. Хабер-
манн восстанавливают: ה[יורשי]ם (зд.: «(которые) унаследуют»). 185 Ср. 4QpPs37 4:11—12. 186 Ср. восстановление Дж. Страгнелла (Notes en marge du volume V..., р. 214). 187 Например, вместо выражения «община бедных» могло быть написано любое другое из самообозначений кумранитов, встречающихся в 4QpPs37, именно: «община
Его Избранника» (об этом самообозначений Кумранской общины см. ниже), «рас-
каявшиеся в пустыне» или «исполняющие Учение» (4QpPs37 2:15, 23). Ср. 4QpPs37 2:26—3:2: «[,’Знает Господь дни непорочных и наследие их пребудет вове-
ки..." (Пс. 37:18)... Истолкование этого относится к] раскаявшимся в пустыне, которые
проживут в течение тысячи поколений во спасе[ни]и (בישרןע]ה; конъектура Дж. Страг-
нелла (Notes en marge du volume V..., р. 214). — И. Т.) и им предназначено все насле-
дие человеческое (ולהם כול נחלת אדם) и потомкам их навеки». 255