История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
значается как «Избранник Бога» и в Ин. 1:34 (ср. Ис. 42:1 и
Матф. 3:17, Мк. 1:11, Лк. 9:35)178. Наконец, в кумранском Месси־
анском арамейском тексте (4<2Ме85 аг) 1:10 «Избранником Бога»
(בחיר אלהא) назван Мессия (см. ниже). С учетом сказанного обратимся к рассмотрению двух упомя-
нутых выше кумранских текстов. В Комментарии на Псалом 37־й
(40рР537) 4:10—12 мы читаем: «[,*Уповай на Госпо]да и блюди Его
путь, и Он возвыси[т] тебя, дабы овладеть (11) землей; на истребле-
ние нечестивых ты будешь смот[реть״ (Пс. 37:34). Истолкование
этого относится к общине бед ных], которые будут лицезреть (יראי) Суд
над нечестием и вместе с (12) Его Избранником они (! — И. Т.) возра־
дуются в наследии Истины (179«(ועם בחיר1 ישמחו בנחלת אמת. Приве-
денное восстановление части текста строки 11־й впервые было пред-
ложено X. Штегеманном180 и основывается на текстах 40рР837 2:8—
10 и 3:9—13. В первом отрывке говорится: «״А кроткие унаследуют
землю и насладятся обилием мира״ (Пс. 37:11). Истолкование этого
относится к общине бедных (עדת האביונים; одно из наиболее рас-
пространенных самоназваний Кумранской общины; см. е. £.
КЗрНаЬ 12:3, 6, 10, 1<}М 11:9, 13, 13:14, 1СЩ2:32, 5:18—22 идр.— 178 Это чтение подтверждается и Амвросием Медиоланским (ок. 339—397 гг. н. э.).
См. также: Fitzmyer, "Elect of God"..., p. 349. 179 Данный отрывок приводится по изданию: Allegro, Qumran Cave 4..., р. 45. См.
также: Strugnell, Notes еп marge du volume V..., p. 216; Stegemann, PeSer Psalm 37...,
S. 254. Вслед за Дж. M. Аллегро (1Ibidem, р. 47) и И. Д. Амусиным (Тексты..., сс. 261;
269, пр. 58) мы понимаем עם (стк. 11) как предлог «с». X. Штегеманн и Е. Лозе перево-
дят ועם בחירו как «народ Его избранников» (ср.: Carmignac, Cothenet, Ligneey Textes...,
pp. 124—125 и n. 8). Однако при таком прочтении данной фразы текст лишается удов-
летворительного смысла. В частности, исходя из предположения названных исследо-
вателей, следует заключить, что «избранниками» Бога являются не только кумраниты
(ср. 4QpPs37 2:5, 3:5, 4QpIsd, fr. 1, 3), но и весь иудейский народ, что противоречит
самой сути всех кумранских текстов. Далее, получается, что у общинников не ока-
зывается никаких преимуществ перед остальными иудеями ни на эсхатологическом
Суде, ни в Царстве Божьем, что также вступает в явное противоречие как с содержа-
нием 4QpPs37, так и с данными других рукописей Мертвого моря. Наконец, судя по
CD 1:7—8, 12—13, 2:5—12, 3:18—4:5, 19:33—20:34,4QpPs37 1:18—2:9, 2:20, 3:3—4, 7-
8, 11—13, 4:9—10, 13—19, lQpHab 2:5—10, 5:5—6, 6:10—12, 7:1—2, 15—16, 9:16-
10:14, 4Q416, 418, fr. 9, 1:11 (!) и раду других текстов, спасутся далеко не все иудеи
(если вообще спасение мыслилось общинниками возможным вне рамок кумранско-ес
сейского движения и «веры в Учителя праведности»; ср. е. g. lQpHab 8:1—3,4QpNah 3:3-
8, 4QpPs37 2:2—19, 2:27—3:13, 4:10—12, 19—21, 4QFlorl:19, 1 lQMelch 2:15—25,
CD 3:18—4:5, 19:33—20:34). 180 Cm. e. g.: Pe§er Psalm 37..., SS. 254; 268—269 и Anm. 194. Так же восстанавлива
ет И.Д. Амусин (Тексты..., с. 261). Ср. восстановление А. ван дер Воуде: «...[Истол
кование этого относится к избранникам Бога]...» 254